Поэма Овидия «Метаморфозы» и ее мифологическая основа

Цель: Выяснить функцию превращения в поэме Овидия, проследить мотив превращения в других художественных произведениях; совершенствовать привычки анализа текста; развивать умение составлять опорный конспект; воспитывать умение работать в группе, с уважением относиться к мысли других людей. Оборудование: Тексты отрывков из поэмы «Метаморфозы», бумага, фломастеры для создания ОК.

Как все меняется! Что било раньте птицей,

Теперь лежишь написанной страницей.

Г. Заболоцкий

ХОД УРОКА

И. Актуализация Опорных Знаний составления

гроздь на тему «Овидий»

Например

Немилость Цезаря

«Печальные элегии» | «всадник»

«Метаморфозы» «—- С Овидий )——- ► «золотая молодежь»

Проверка домашней задачи

Доведите, что стих Овидия «Зима на чужбине» является элегией.

II. Мотивация учебной деятельности

Русскому поэту Николаю Заболоцкому принадлежат такие строки:

Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит исписанной страницей; Мысль некогда была простым цветком; Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мной, то, быть может, Опять растет и мир растений множит. Вот так, с трудом

пытаясь развивать. Как бы клубок какой-это сложной пряжи, Вдруг и увидишь то, что должно называть Бессмертным.

В, суеверья наши!

— Какие есть ключевые слова этой поэзии? Именно о преобразовании и пойдет речь сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала

1. Подготовка для восприятия произведения

Перу Овидия принадлежит поэма «Метаморфозы» . Что такое метаморфоза?

Тема преобразования занимает значительное место в мифологии всех народов. Были такие мифы, конечно, и у греков. Достаточно припомнить прекрасного юноши, который превратился на цветок нарцисс, или Дафну, которая, спасаясь от Аполлона, стала лавровым деревом.

Мотив преобразования очень часто встречается в народных и литературных сказках: тыква превращается в карету, а мыши — на лакеев, безобразное чудовище приобретает вид волшебного принца, бездарь и наглец воспринимается окружающими как талантливый и высоконравственный человек.

Именно Овидий использовал для написания своей поэмы мифологические сюжеты. В 15 книг вошло около 250 эпизодов, написанных гекзаметром.

Сюжеты о преобразовании рассказывают, о возникновении звезд, животных, растений, год, источников, скал, людей. Соединив много метаморфоза вместе, Овидий написал поэму, которая объясняет происхождение всего мира.

Что не меняет лица своего? К обнове расположенная, Создает, дежуря с формами формы, мастерица-природа. Не пропадает, поверьте, ничто в необъятном мире.

Все только изменяет вид.

Чтение отрывка учителем

ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Первое отродье было золотое: без бича и понуждения, Из собственной воли оно Правоту уважало и Честность. Наказания и страха не знало. Угрожающее слово закона. Еще не читалось на медной таблице, и люд не набирался страху Приговор услышать судьи, без суда и ожоги безопасный. Сосны из горных вершин еще не сходили в дол на потоки, Чтобы легким кораблем неведомые отведать земли.

Никакие приморья чужие не манили счастливого люда. Муры, глубокие рвы не были еще для городов поясами; Простая сурьма и искореженный рог не пели к бою; Меч и шлем не служили никому. Без оружия, без войска Мирные народы жилы в незыблемом и дорогом досуге. Щедрая земля самоходом, еще не зная пут обязанности, Ралом не выжженная железным, не раненная еще бороной, Целительный приносила дар, поживу, легкую и полезную. люди собирали тогда дикую вишню и земляники по горам, Терн из занозистых веток, шелковицы ягоды спелые. И желуди, которые потеряло юпитера древо развесистое.

Вечная стояла весна, и дуновением нежным зефиры Ласкали цвет луговой, что гордился и рос, самосевный. Впрочем, и невспаханное поле созрело — наклонялся хлебами, И, не лежавши в паре, наливал свои спелые колосья. Реки текли молоком, струились везде нектаром реки, И темнолистые дубы золотыми точились медами. Из того же времени, как, заслав Сатурна в Тартар темничный, Власть юпитер посев, то уже серебряная пора и настала, Хуже от золота, но ценнее от темной меди.

Властелин новый сколотил круглогодовую Сатурна Весну, Лето, прибавив к ней, неуверенную Осень и Зиму, И на четверо суток годовое кругообращение поделив. Впервые тогда задрожал воздух от суши и жары, И от холодных ветров ледяные свисали сосульки. Впервые тогда понадобились жилью; жилье обнаружились В хранениях пещер, в кустах ивняка, сплетенных ликом. Впервые Церериным зерном засеяна нива плодородная И под ярмом заревел, застонал покорный скот.

Третьи поры — медная — за серебряной быстро настала; Люд воинствующий, сурового характера, к оружию расположенный, Но же еще не преступный. Последняя порода — железная. Итак, как настали пор наиболее плохой той породы, Сразу же появилась Несправедливость, прошли Честность и Правда; Хитрость, Вранье и подхалимство заняли их место опустевшее; Измена пришла и Насилие, жадность на деньги и прибыль; Выплыл на море пловец, хотя на ветре это был беспомощный. Сосны, которые до сих пор по горам пикообразных росли беззаботно, Ныне по волне неведомой помчали в миры кораблями. Землю, которая общая была, как воздух, как солнечное сияние, Ныне прошел землемер, обножки и границы положив.

Стали от нее теперь требовать не только жатв, Но и сокровищ, которые от человеческого глазу она припрятала. В недра, у глубины подземные идут; от стигийской волны Добывают сокровища, всякого бедствия начало; Вышло Железо на мир и Золото, еще вреднее, Вышла на люди Война, которая питается ими и свирепствует, В хищных, кровавых руках громкое сжимая оружие. Люд прозябает из грабежа, на зятя не сверится тест уже, Гость на хозяина также — и братская любовь омрачила; Женщина грозится мужчине, тот враждует на женщину. Мачехи сводят детей смертельно-бледным аконитом; Сын нетерпеливый об отцовской смерти узнает у ворожеи.

Никнет Набожность и Вера, и дива небесная Астрея Землю, запятнанную кровью,- последняя из богов — побросает.

Работа в группах

Задание: Пользуясь текстом отрывка, составьте опорный конспект для описи золотого, серебряного, медного и железного веков.

Например:

СЕРЕБРЯННЫЙ ВОЗРАСТ

Весна лето осень зима

За составленными опорными конспектами нужно пересказать содержание своего отрывка. Задание можно усложнить: группы обмениваются опорными конспектами и пересказывают отрывок другой группы.

Итоги

— Чему Овидий классифицирует четыре поколения людей, употребляя названия разных металлов?

— Приведите примеры олицетворения, которые встречаются в данном отрывке.

Запишите эти понятия у колонки со знаком «+» и «-«.

+
ПравотаНесправедливость
ЧестностьХитрость
ПравдаВранье
НабожностьПодступничество
ВераИзмена
Насилие
Железо
Золото
Война

Очевидно, побеждает зло. какие слова можно дописать в левую колонку, чтобы

Победило добро?

Как вы думаете, чему у людей возникали такие представления о прошлом

Человечества?

Как, по вашему мнению, в которое пор живем мы с вами? Чему?

Что может спасти мир? Объясните вашу мысль.

IV. Обобщение и систематизация изученного

«микрофон»

— Что я знаю о метаморфозах?

— Зачем нужны были превращение в мифах?

— Чему «Четыре поколения людей» — это пример метаморфозы?

V. Домашняя задача

Прочитать отрывки из «Метаморфозу» Овидия: «Потоп», «Филемон и Бавкида».

Художникам — сделать иллюстрации.




Поэма Овидия «Метаморфозы» и ее мифологическая основа