Поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет.
Пожалуй, ни в одном произведении русской литературы не проявились
Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской и мировой художественной литературы. Замысел и сюжет поэмы очень близок к народному сказу. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села».
Поэма открывается обычным сказочным зачином: «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…»; столбовая «дороженька», на которой «сошлись
Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращаются крестьяне, и составляют содержание поэмы. Замысел поэмы несколько раз изменялся Некрасовым за время работы над ней. Поэт начал ее после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощенной» России все несчастливы. «Счастливым» себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропившийся догола.
С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти себе минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, годы подъема революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей и девушек шли «в народ» для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье.
Некрасов знал эту самоотверженную молодежь и гооячо сочувствовал ее работе. Молодое поколение чутко откликалось на поэтические призывы Некрасова и поддерживало с ним тесную связь. Об этом свидетельствует, например, письмо, полученное поэтом от сельской учительницы Малоемовой, которая, говоря о поэме Некрасова, называла себя счастливой и указывала, что нашла счастье в служении народу.
Тяжело больной поэт ответил ей теплым письмом, в котором, между прочим, говорилось: «Счастье, о котором вы пишете, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Поэме, действительно, было «не суждено окончиться», но в последней ее части все же дан настоящий счастливец: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастья народного».
Правдиво изображая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват з народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Положение народа с предельной отчетливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. Они — «временно обязанные», «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».
Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя. На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни — «селенья незавидные, что ни изба — с подпоркою, как нищий с костылем; а с крыш солома скормлена скоту».
У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть»-Немудрено,-что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».
Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Г и р и и, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр.
Савелий — один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «з землю немца Фогеля… живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» — говорит он о себе.
До конца своих дней Савелий сохранил твердость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клейменый, да не раб»,- отвечает он домашним, которые «честят» его «клейменым», «каторжным». Савелий — олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые»: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»; «Наддай! Наддай!
Наддай!» — звучит призывом к борьбе за народное счастье. Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрене Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия: Стоит из меди кованный, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова,- святое дело; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи.
Кудеяр убивает пана «богатого, знатного, первого в той стороне». Думая о судьбе крестьянской женщины сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Судьбе крестьянки посвящены многие отдельные эпизоды поэмы и целиком — вся вторая ее часты На судьбе Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», говорит Матрена Тимофеевна.
Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
Тяжелый труд, однако, не сломил ее. И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была…- говорит о себе Матрена Тимофеевна.
«Многокручинной», «многострадальной » женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам и сама Матрена Тимофеевна. «Не дело — между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню.
В ней зреет протест, она живет «с гневом на сердце», помнит, что «обиды смертные» прошли по ней «неотпла-ченные». «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»,- говорит Матрена Тимофеевна. Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее.
Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко».
Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало».
Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую. Кого хочу — казню…-
Итак, Некрасов был идейным соратником великих революционных демократов — Чернышевского и Добролюбова. В течение тридцати лет он стоял во главе двух лучших русских журналов. В его «поэзии нашла свое бессмертное воплощение целая эпоха нашего общественного развития. Он явился поэтическим вождем боевого поколения 60-70-х годов. Его гневная, страдальческая поэзия оказала могучее воздействие не только на революционную молодежь, но и на великих реалистов кисти — художников-«передвижников», для которых он был признанным учителем и другом.
Некрасов сблизил поэзию с народом, ввел в литературу новые темы и образы, обновил и расширил поэтический словарь. Его поэтический голос, как и голос Пушкина.
Поэмы «Кому на Руси жить хорошо»