Поэмы Лермонтова

Одной из важных сторон поэтического дара Лермонтова были его поэмы — жанр, в котором он писал с ранней юности. Но если ранние «байронические»; поэмы носят учениче­ский, а зачастую и подражательный, характер, то затем именно в этом жанре Лермонтов достигает особой высоты. Вершины его поэмного творчества — романтические поэмы «Демон»; , «Мцыри»; , а также историческая поэма «Песня про царя Ивана Василье­вича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; .

«Песня… про купца Калашникова»; — историческая поэма

в «на­родном стиле»;. Исторически точные и реалистически достоверные картины быта и нравов Руси XVI века сочетаются в ней с роман­тической идейной направленностью и романтическим пафосом в об­рисовке характеров центральных героев. Как и в стихотворении «Бо­родино»;, тема исторического прошлого связана здесь с проблемами современности. Поэт обращается к истории в поиске ярких, сильных, героических характеров, которых не находит среди своих современ­ников. Таков «грозный»; царь Иван Васильевич, жестокий, страшный правитель, но при этом могучая, сильная личность.

Он вершит за­кон — справедливо

карает преступника, «вольной волею»; убившего в кулачном бою своего соперника. Молодой опричник Кирибеевич — человек свободолюбивый, вольный, натура, подверженная бурным страстям. Как непохож он на тех, о ком Лермонтов сказал в «Думе»;: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, \ Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви»;. Кирибеевич же готов принести любую жертву во имя своей любви к Алене Дмитриевне — будь то установленный от века закон, честь женщины и даже собственная жизнь.

Особая роль в поэме принадлежит купцу Калашникову. Он связан с народом, его вековыми традициями, устоями, принципами жизни. За них он и вступает в смертельную борьбу, не побоявшись даже страшного гне­ва царя. Вот уж о ком не скажешь: «Перед опасностью позорно­малодушны, и перед властию — презренные рабы»;!

Это характер народно-героический, недаром его, убийцу, оправдывает народ, опо­этизировавший память о подвиге Калашникова.

Стилистика поэмы основана на фольклорных традициях эпических песен. Лермонтов использует традиционный зачин, синтаксический параллелизм, олицетворения, постоянные эпитеты, отрицательные сравнения, парные синонимы, словесные повторы, устаревшую лекси­ку и другие характерные стилистические приемы. Стих поэмы тони­ческий, близкий к фольклорному сказовому стиху.

Белинский спра­ведливо отметил: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, … усвоил себе склад старинной речи, простодушную суро­вость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства»;.

Критическое отношение Лермонтова к окружающему миру еще сильнее чувствуется в поэме «Демон»;, которая писалась 10 лет, бы­ло создано 8 редакций, но поэт собирался и далее продолжать над ней работу. Демон — это наиболее яркое воплощение романтиче­ского сознания, не приемлющего мир и противопоставляющего ему свою мятежную индивидуальность, свою абсолютную свободу воли. Вот почему этот образ-символ так привлекает Лермонтова.

Поэт об­ращается к нему и в лирике, и в поэме, демонические черты при­сутствуют и в характере Печорина.

Наивысшее их воплощение — Демон, который во всей своей страшной красоте и силе предстает в одноименной поэме. Демон — существо воистину могущественное, бессмертное, мятежное и стра­дающее, невероятно красивое и в то же время ужасное. Его образ словно соткан из противоречий: он понимает, какую страшную роль вынужден играть в мире, но несмотря на это продолжает творить зло, разрушая на своем пути все в этом недостойном мире. С другой сторо­ны, в Демоне живет неискоренимое стремление к восстановлению ис­тинной красоты и гармонии, жажда соединения с людьми. Эта мечта приводит его к Тамаре, воплощающей для него утерянную гармонию и красоту.

Впервые полюбив, Демон полон надежд на возрождение, на «жизнь новую»;. Он отрекается от своих злых намерений:

Хочу я с небом помириться,

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру.

Но это не дано Демону. «Смертельный яд его лобзанья»; неотвра­тимо губит столь страстно желаемую им любовь, Тамара умирает. Лермонтов подчеркивает, что в ее гибели виноват не только Демон, но и Бог, сотворивший мир и все сущее в нем, обреченное на бес­плодные поиски гармонии. Демон побежден, и он проклял «мечты безумные свои»;:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной,

Без упованья и любви!…

Нераскаявшийся Демон, обреченный на вечное одиночество, призван напоминать миру о его несовершенстве. Бунтующий и страдающий, он остается верен своему предназначению — отрицать существующий миропорядок, разрушать и мстить. И эта страшная, но великая миссия созвучна настроению автора.

Байронический герой очень близок по духу Лермонтову, который оправдывает гу­бительную мощь Демона, считая, что в недостойном мире разруше­ние есть благое дело.

Но самым близким автору среди героев его поэм по праву счита­ется герой поэмы «Мцыри»;. Эта поэма наделена всеми атрибутами романтизма. Она написана в характерной для романтической по­этики форме исповеди — особом жанре автобиографического повест­вования. Он сосредоточивает внимание читателя на душевном опыте автора, его сокровенных мыслях и чувствах. Этот жанр, появившись еще в произведениях сентиментализма, у романтиков становится одной из основных форм лирического повествования.

Но в «Мцыри»; исповедальность — это еще и выражение особой близости автора и героя. На первый взгляд, мало чем похож на Лермонтова Мцыри — мальчик-горец, вырванный из родных мест и воспитанный в мона­стыре. Его можно назвать «естественным человеком»;. Так стали на­зывать особый тип героя романтизма.

Это человек, живущий в пер­вобытных условиях, а потому близкий к состоянию детской чистоты и естественности, природной нравственности. Он противостоит поро­кам и искусственности цивилизованного мира. Но Лермонтов в своей поэме существенно переосмысляет в целом всю традиционную ро­мантическую ситуацию.

Бегство, хорошо известное русской романти­ческой поэме, оборачивается возвращением; Мцыри бежит из циви­лизованного мира в естественную среду, но для него это — возвращение к миру своего детства, к Своим началам; он рвет с обра­зом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассмат­ривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, од­нако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человече­ской природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой во­лей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. Бегство из монастыря — попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя. Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и трудно доступную человеку:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил… —

Отвечает он на вопрос монаха.

Мцыри познал тягу к отчему дому — и к Отечеству, и к родному домашнему очагу. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия»;. Он испытал жажду битвы, сладость ее — недаром кульми­нацией поэмы является битва героя с барсом, где оба — человек и зверь — становятся равноправными бойцами и оба в итоге встре­чают смерть.

В предсмертном бреду Мцыри слышит песню рыбки, в которой для него открывается потребность покоя, возможность рас­твориться в первозданной природе. Но природа оказывается ковар­на: она влечет и губит героя, который утратил, воспитываясь в ино­родной среде, свою естественность. Он — «тюремный цветок»;, кото­рый рвется на свободу, но обретя ее, погибает.

Он готов «рай и веч­ность променять»; за миг свободы, за возможность оказаться «в стране отцов»;. Но умирая, думая о родине, о потерянных близких, он готов примириться с жизнью:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!..

Мцыри — «любимый идеал»; Лермонтова. Это «отражение в по­эзии тени его собственной личности»;, — как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примире­нию. И как и во многих других героях, в нем — трагическое пред­чувствие поэта своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал. Поэма появилась в печати в 1840 году, а через год по­эта не стало — как и было им самим не раз предсказано:

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.




Поэмы Лермонтова