Поэмы Лермонтова
Одной из важных сторон поэтического дара Лермонтова были его поэмы — жанр, в котором он писал с ранней юности. Но если ранние «байронические»; поэмы носят ученический, а зачастую и подражательный, характер, то затем именно в этом жанре Лермонтов достигает особой высоты. Вершины его поэмного творчества — романтические поэмы «Демон»; , «Мцыри»; , а также историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; .
«Песня… про купца Калашникова»; — историческая поэма
Он вершит закон — справедливо
Особая роль в поэме принадлежит купцу Калашникову. Он связан с народом, его вековыми традициями, устоями, принципами жизни. За них он и вступает в смертельную борьбу, не побоявшись даже страшного гнева царя. Вот уж о ком не скажешь: «Перед опасностью позорномалодушны, и перед властию — презренные рабы»;!
Это характер народно-героический, недаром его, убийцу, оправдывает народ, опоэтизировавший память о подвиге Калашникова.
Стилистика поэмы основана на фольклорных традициях эпических песен. Лермонтов использует традиционный зачин, синтаксический параллелизм, олицетворения, постоянные эпитеты, отрицательные сравнения, парные синонимы, словесные повторы, устаревшую лексику и другие характерные стилистические приемы. Стих поэмы тонический, близкий к фольклорному сказовому стиху.
Белинский справедливо отметил: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, … усвоил себе склад старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства»;.
Критическое отношение Лермонтова к окружающему миру еще сильнее чувствуется в поэме «Демон»;, которая писалась 10 лет, было создано 8 редакций, но поэт собирался и далее продолжать над ней работу. Демон — это наиболее яркое воплощение романтического сознания, не приемлющего мир и противопоставляющего ему свою мятежную индивидуальность, свою абсолютную свободу воли. Вот почему этот образ-символ так привлекает Лермонтова.
Поэт обращается к нему и в лирике, и в поэме, демонические черты присутствуют и в характере Печорина.
Наивысшее их воплощение — Демон, который во всей своей страшной красоте и силе предстает в одноименной поэме. Демон — существо воистину могущественное, бессмертное, мятежное и страдающее, невероятно красивое и в то же время ужасное. Его образ словно соткан из противоречий: он понимает, какую страшную роль вынужден играть в мире, но несмотря на это продолжает творить зло, разрушая на своем пути все в этом недостойном мире. С другой стороны, в Демоне живет неискоренимое стремление к восстановлению истинной красоты и гармонии, жажда соединения с людьми. Эта мечта приводит его к Тамаре, воплощающей для него утерянную гармонию и красоту.
Впервые полюбив, Демон полон надежд на возрождение, на «жизнь новую»;. Он отрекается от своих злых намерений:
Хочу я с небом помириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Но это не дано Демону. «Смертельный яд его лобзанья»; неотвратимо губит столь страстно желаемую им любовь, Тамара умирает. Лермонтов подчеркивает, что в ее гибели виноват не только Демон, но и Бог, сотворивший мир и все сущее в нем, обреченное на бесплодные поиски гармонии. Демон побежден, и он проклял «мечты безумные свои»;:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной,
Без упованья и любви!…
Нераскаявшийся Демон, обреченный на вечное одиночество, призван напоминать миру о его несовершенстве. Бунтующий и страдающий, он остается верен своему предназначению — отрицать существующий миропорядок, разрушать и мстить. И эта страшная, но великая миссия созвучна настроению автора.
Байронический герой очень близок по духу Лермонтову, который оправдывает губительную мощь Демона, считая, что в недостойном мире разрушение есть благое дело.
Но самым близким автору среди героев его поэм по праву считается герой поэмы «Мцыри»;. Эта поэма наделена всеми атрибутами романтизма. Она написана в характерной для романтической поэтики форме исповеди — особом жанре автобиографического повествования. Он сосредоточивает внимание читателя на душевном опыте автора, его сокровенных мыслях и чувствах. Этот жанр, появившись еще в произведениях сентиментализма, у романтиков становится одной из основных форм лирического повествования.
Но в «Мцыри»; исповедальность — это еще и выражение особой близости автора и героя. На первый взгляд, мало чем похож на Лермонтова Мцыри — мальчик-горец, вырванный из родных мест и воспитанный в монастыре. Его можно назвать «естественным человеком»;. Так стали называть особый тип героя романтизма.
Это человек, живущий в первобытных условиях, а потому близкий к состоянию детской чистоты и естественности, природной нравственности. Он противостоит порокам и искусственности цивилизованного мира. Но Лермонтов в своей поэме существенно переосмысляет в целом всю традиционную романтическую ситуацию.
Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением; Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это — возвращение к миру своего детства, к Своим началам; он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. Бегство из монастыря — попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя. Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и трудно доступную человеку:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил… —
Отвечает он на вопрос монаха.
Мцыри познал тягу к отчему дому — и к Отечеству, и к родному домашнему очагу. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия»;. Он испытал жажду битвы, сладость ее — недаром кульминацией поэмы является битва героя с барсом, где оба — человек и зверь — становятся равноправными бойцами и оба в итоге встречают смерть.
В предсмертном бреду Мцыри слышит песню рыбки, в которой для него открывается потребность покоя, возможность раствориться в первозданной природе. Но природа оказывается коварна: она влечет и губит героя, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Он — «тюремный цветок»;, который рвется на свободу, но обретя ее, погибает.
Он готов «рай и вечность променять»; за миг свободы, за возможность оказаться «в стране отцов»;. Но умирая, думая о родине, о потерянных близких, он готов примириться с жизнью:
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..
Мцыри — «любимый идеал»; Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности»;, — как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению. И как и во многих других героях, в нем — трагическое предчувствие поэта своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал. Поэма появилась в печати в 1840 году, а через год поэта не стало — как и было им самим не раз предсказано:
В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Поэмы Лермонтова