«Поэт — человек, раскрывающий перед всеми свою душу»

1. Краткие биографические сведения. 2. Начало творческого пути. 3. Глубокий психологизм лирики поэта. 4. Художественные приемы.

Выходец из крестьянской семьи С. А. Есенин воспитывался у деда, зажиточного человека, знатока церковной литературы. Будущий поэт закончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу. В семнадцать лет он приехал в Москву, где поступил на историко-философское отделение народного университета, оплачивая за учебу, подрабатывая сначала в лавке, затем в типографии.

Есенин довольно быстро вступил

в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Через два года после своего приезда молодой поэт опубликовал в московских журналах свои стихи. «Выткался на озере алый свет зари», «Дымом половодье», «Темна ноченька не спится» были выдержанны в народно-песенных традициях. Переехав в Петроград, молодой поэт довольно скоро становится знаменитым. Он знакомится с А. А. Блоком, начинает поддерживать дружеские отношения с Н. А. Клюевым. Первая книга «Радуница» выходит тут же и сразу завоевывает сердца любителей русской поэзии.

Есенин с радостью принимает революцию, но со своим «крестьянским уклоном».

В середине 20-х годов XX столетия поэт переживает очередной творческий подъем. Стихи льются нескончаемым драгоценным потоком: «Поэма о двадцати шести», «Анна Онегина», «Черный человек», лирический цикл «Персидские мотивы», стихотворения «Возвращение на родину, «Русь советская», «Письмо к женщине», «Стансы». Он вдруг оказывается чуть ли не единственным советским поэтом, который продолжает писать удивительные лирические стихи. Революция, гражданская война, голод, разруха настраивали тогдашних литераторов совершенно на иной лад.

Многие из них вообще отрицали возможность существования лирики в свете революционной эпохи. Сергей Александрович, вопреки этому распространенному мнению, доказал, что лирическая поэзия не противоречит сложившейся ситуации в стране. Он был уверен, что людям пора оставить оружие и обратить внимание на прекрасное и вечное.

Лирические произведения поэта отличаются глубоким психологизмом, зрелостью. Они практически безупречны в плане художественного оформления. Стихи Есенина наполнены четкими образами, прекрасно раскрывающими чувства и переживания автора, заостряющими внимание читателя на красоте человеческой души: Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил… В поисках новых художественных приемов и форм Есенин становится новатором в русской литературе.

Он открывает совершенно необычные для того времени образы: «вечер черные брови насопил», «закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, / словно бабочек легкая стая с замираньем летит на луну». Создавая свои поэтические произведения, Сергей Александрович не боится применить нечто новое. Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» характеризуется и оригинальностью формы, и новизной содержания.

Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Еще большую эмоциональность и живость придают стихотворению риторические обращения автора: «Дух бродяжий, ты все реже и реже…», «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?». Здесь явно прослеживается грусть поэта, вызванная некоей временной обреченностью: «Все пройдет, как белых яблонь дым». Есенин осознает, что когда-нибудь все закончится, и его сегодняшняя молодость и его жизнь.

События, ушедшие в далекое прошлое, прекрасны и уже недосягаемы: О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Стихотворение построено на песенных эмоциональных отрицаниях, олицетворениях и символах. Реальные вещи здесь сочетаются с метафорическими образами.

Чувство печали и грусти можно найти во многих произведениях Есенина. Его творчество отражает и его личные драмы, и переживания, связанные с противоречиями, возникающими в то нелегкое время, в которое выпало жить поэту. Тем не менее Есенин со смирением принимает все, что выпадает на его долю. Пессимизм и упадничество перерастают перед его верой в справедливость, в душевные силы человека. У Есенина много жизнеутверждающих произведений, заставляющих читателя задуматься о том, что всегда следует ценить и хранить то, что мило и дорого сердцу: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.

Стихи поэта очень психологичны. Например, в поэтическом творении «Отговорила роща золотая…» раскрывается сложное внутреннее состояние автора. Уже в первых строках звучит неясная тревога.

Роща не только отговорила, но отговорила «березовым, веселым языком». Здесь явно прослеживаются сожаления автора о чем-то прошедшем, давно минувшем. Чем дальше движется рассказ поэта, тем грусть становится более глубокой и безысходной: И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком… В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Очень быстро пролетает время, и никакие силы в мире не способны его остановить, однако все идет так, как должно быть. Поэтические метафоры переносят читателя в живописный и красочный мир образов: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Есенин говорит, что «жизнь образа огромна и разливчата». Более он старается доказать это все своим творчеством. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» содержит элементы напевного стиха: повторяющиеся звуковые созвучия, наличие вопросительных и восклицательных предложений, подразумевающих определенные интонации, кольцевое построение строф, повтор строки в границах одной строфы.

Часто простые рифмы у Есенина гармонично сочетаются со сложными составными, несущими главную смысловую нагрузку. Поэт очень чувствителен к цвету. Любимые цвета автора — синий, золотой, голубой.

В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. Символика этих цветов четко обозначена в древнерусской цветовой традиции. Синий, голубой — это божественная истина, непостижимая тайна.

Золотой как вариант желтого цвета предельная острота чувств. Поэт выступает настоящим живописцем. Май он олицетворяет с синим, а июнь — с голубым.

Сердце становится золотой глыбой, а буйная молодость — золотой сорви-головой. Многие поэтические строки Есенина посвящаются прекрасному полу. Женщина представляется поэтом необъяснимым и светлым чудом: Тот, кто выдумал твой гибкий стан и плечи, К светлой тайне приложил уста. Любовь, по мнению поэта, способна исцелить любую, даже разочаровавшуюся душу. Более того, ради этого чувства можно полностью изменить и себя, и свою жизнь.

Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть не тебя, Видеть глаз злато-карий омут… Есенин очень эмоционален в своей любовной лирике. В его стихотворениях звучат и радость новой встречи, и страстный порыв, и светлая грусть, и безудержная тоска по возлюбленной, и горькое отчаяние.

В последние годы жизни линия любви часто переплетается у Сергея Александровича с темой родины. Поэт пребывает в полной уверенности, что счастье и любовь возможны только на родной земле, в узком кругу близких и любящих людей. Через все его творчество проходит образ матери. Причем мать для Есенина — это не только женщина, давшая и посвятившая своему ребенку жизнь, но и человек, щедро одаряющий свое потомство песенным талантом.

Для Сергея Александровича это самый родной и близкий человек. Автор награждает ее эпитетами: милая, добрая, нежная, терпеливая. Наиболее ярко отражает сыновние чувства стихотворение поэта «Письмо матери»: Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.




«Поэт — человек, раскрывающий перед всеми свою душу»