«Поэт — человек, раскрывающий перед всеми свою душу»
1. Краткие биографические сведения. 2. Начало творческого пути. 3. Глубокий психологизм лирики поэта. 4. Художественные приемы.
Выходец из крестьянской семьи С. А. Есенин воспитывался у деда, зажиточного человека, знатока церковной литературы. Будущий поэт закончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу. В семнадцать лет он приехал в Москву, где поступил на историко-философское отделение народного университета, оплачивая за учебу, подрабатывая сначала в лавке, затем в типографии.
Есенин довольно быстро вступил
Есенин с радостью принимает революцию, но со своим «крестьянским уклоном».
Многие из них вообще отрицали возможность существования лирики в свете революционной эпохи. Сергей Александрович, вопреки этому распространенному мнению, доказал, что лирическая поэзия не противоречит сложившейся ситуации в стране. Он был уверен, что людям пора оставить оружие и обратить внимание на прекрасное и вечное.
Лирические произведения поэта отличаются глубоким психологизмом, зрелостью. Они практически безупречны в плане художественного оформления. Стихи Есенина наполнены четкими образами, прекрасно раскрывающими чувства и переживания автора, заостряющими внимание читателя на красоте человеческой души: Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил… В поисках новых художественных приемов и форм Есенин становится новатором в русской литературе.
Он открывает совершенно необычные для того времени образы: «вечер черные брови насопил», «закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, / словно бабочек легкая стая с замираньем летит на луну». Создавая свои поэтические произведения, Сергей Александрович не боится применить нечто новое. Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» характеризуется и оригинальностью формы, и новизной содержания.
Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Еще большую эмоциональность и живость придают стихотворению риторические обращения автора: «Дух бродяжий, ты все реже и реже…», «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?». Здесь явно прослеживается грусть поэта, вызванная некоей временной обреченностью: «Все пройдет, как белых яблонь дым». Есенин осознает, что когда-нибудь все закончится, и его сегодняшняя молодость и его жизнь.
События, ушедшие в далекое прошлое, прекрасны и уже недосягаемы: О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Стихотворение построено на песенных эмоциональных отрицаниях, олицетворениях и символах. Реальные вещи здесь сочетаются с метафорическими образами.
Чувство печали и грусти можно найти во многих произведениях Есенина. Его творчество отражает и его личные драмы, и переживания, связанные с противоречиями, возникающими в то нелегкое время, в которое выпало жить поэту. Тем не менее Есенин со смирением принимает все, что выпадает на его долю. Пессимизм и упадничество перерастают перед его верой в справедливость, в душевные силы человека. У Есенина много жизнеутверждающих произведений, заставляющих читателя задуматься о том, что всегда следует ценить и хранить то, что мило и дорого сердцу: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Стихи поэта очень психологичны. Например, в поэтическом творении «Отговорила роща золотая…» раскрывается сложное внутреннее состояние автора. Уже в первых строках звучит неясная тревога.
Роща не только отговорила, но отговорила «березовым, веселым языком». Здесь явно прослеживаются сожаления автора о чем-то прошедшем, давно минувшем. Чем дальше движется рассказ поэта, тем грусть становится более глубокой и безысходной: И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком… В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Очень быстро пролетает время, и никакие силы в мире не способны его остановить, однако все идет так, как должно быть. Поэтические метафоры переносят читателя в живописный и красочный мир образов: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Есенин говорит, что «жизнь образа огромна и разливчата». Более он старается доказать это все своим творчеством. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» содержит элементы напевного стиха: повторяющиеся звуковые созвучия, наличие вопросительных и восклицательных предложений, подразумевающих определенные интонации, кольцевое построение строф, повтор строки в границах одной строфы.
Часто простые рифмы у Есенина гармонично сочетаются со сложными составными, несущими главную смысловую нагрузку. Поэт очень чувствителен к цвету. Любимые цвета автора — синий, золотой, голубой.
В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. Символика этих цветов четко обозначена в древнерусской цветовой традиции. Синий, голубой — это божественная истина, непостижимая тайна.
Золотой как вариант желтого цвета предельная острота чувств. Поэт выступает настоящим живописцем. Май он олицетворяет с синим, а июнь — с голубым.
Сердце становится золотой глыбой, а буйная молодость — золотой сорви-головой. Многие поэтические строки Есенина посвящаются прекрасному полу. Женщина представляется поэтом необъяснимым и светлым чудом: Тот, кто выдумал твой гибкий стан и плечи, К светлой тайне приложил уста. Любовь, по мнению поэта, способна исцелить любую, даже разочаровавшуюся душу. Более того, ради этого чувства можно полностью изменить и себя, и свою жизнь.
Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть не тебя, Видеть глаз злато-карий омут… Есенин очень эмоционален в своей любовной лирике. В его стихотворениях звучат и радость новой встречи, и страстный порыв, и светлая грусть, и безудержная тоска по возлюбленной, и горькое отчаяние.
В последние годы жизни линия любви часто переплетается у Сергея Александровича с темой родины. Поэт пребывает в полной уверенности, что счастье и любовь возможны только на родной земле, в узком кругу близких и любящих людей. Через все его творчество проходит образ матери. Причем мать для Есенина — это не только женщина, давшая и посвятившая своему ребенку жизнь, но и человек, щедро одаряющий свое потомство песенным талантом.
Для Сергея Александровича это самый родной и близкий человек. Автор награждает ее эпитетами: милая, добрая, нежная, терпеливая. Наиболее ярко отражает сыновние чувства стихотворение поэта «Письмо матери»: Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
«Поэт — человек, раскрывающий перед всеми свою душу»