Поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка
Лорка родился в небольшом селении Фуэнтевакерос, близ Гранады, в зажиточной семье. После окончания гимназии он по настоянию отца поступил в Гранадский университет, не проявляя, однако, никакого рвения к наукам. К этому времени относится начало его литературной деятельности.
В 1919 г. Лорка переезжает в столицу и целиком отдается творчеству. В марте 1920 г. мадридский театр Эслава ставит первую его пьесу «Злые чары бабочки» , которая не имела успеха.
Летом 1921 г. выходит из печати первый сборник стихов Лорки «Книга стихотворений» .
Но оба они пришли к сознательному преодолению примитива, и творчество их обрело черты подлинной, глубокой народности».
Процесс преодоления «игры в примитив» у Лорки протекал необыкновенно легко и быстро в силу органически присущего поэту чувства кровного родства с народом; Уже в «Песнях» ясно обнаружились некоторые специфические черты его поэзии, сохранявшиеся на протяжений всего его творчества.
Лорке как художнику менее всего присуща описательность. Поэт предпочитает эмоциональный намек, создающий лирическую атмосферу действия, а сами события предстают под едва уловимым покровом тайны. Каждое стихотворение — это огромный поэтический мир, но вместе с тем это и приглашение к творчеству, которое будит воображение читателя, позволяет ему поэтически досказывать недосказанное.
Испания в стихах Лорки возникает поэтически преображенной, это — Испания народной сказки и легенды. И вместе с тем сквозь эту дымку легенды всегда проступает подлинная Испания; скупые, но предельно выразительные детали каждый раз в стихах Лорки перебрасывают мостик между этими двумя сторонами родной поэту земли. т^ Мир в поэзии Лорки предстает в своей поэтической цельности и гармонии. Человек и природа в нем настолько j неразрывно связаны, что природа оказывается очеловечен-I ной, а человек мыслится лишь как частичка космоса. /^Для Лорки это не только источник многих его образов; природа, ее естественные законы становятся важнейшим мерилом в нравственной оценке действительности: близостью к природе, соответствием ее законам измеряет поэт нравственную ценность и высшую справедливость происходящего.
Через всю поэзию Лорки проходят, в сущности говоря, несколько важнейших мотивов: судьба, чаще всего воспринимаемая с оттенком фатализма, смерть, любовь. Правда, в первых сборниках поэт как будто еще с боязнью касается темы судьбы и смерти, стремится укрыться от страшной неотвратимости смерти. Например, в миниатюрах «Охотник» и «Срубили три дерева» смерть изображается как результат агрессивного вторжения человека в природу, но еще нет ощущения ее неотвратимости и, главное, ее вечного незримого присутствия в мире.
В этих сборниках проявляются также и типично лор-ковские средства поэтической выразительности. Образный строй стихов Лорки часто поражает своей необычностью.
Зрелое мастерство пришло к Лорке необычайно быстро. Ведь в те же годы, когда завершалась работа над «Песнями», молодой поэт трудился над «Поэмой о канте хондо» , одним из признанных шедевров его поэзии.
В лекции о канте хондо, которую Лорка прочел перед участниками фестизаля, он так определял неповторимые черты этой поэзии: «Бесчисленные градации Страдания и Печали… Где бы они ни рождались,-в сердце сьерры, или в апельсиновых садах Севильи, или на гармоническом побережье Средиземноморья, эти строфы имеют общее содержание: Любовь и Смерть… Но Любовь и Смерть, увиденные глазами Сибиллы…» Отмечая далее «глубину и интимность» переживания, характерные для канте хондо, Лорка говорил, что Печаль, один из основных «персонажей» этих произведений, выступает в облике «женщины-смуглянки, охотящейся за птицами с сетями из ветра».
Андалузская народная песня не знает полутонов: «Андалузец либо посылает вопль к небесам, либо целует красноватую пыль своих дорог».
Действие канте хондо всегда развивается в беспросветной ночи, и только мрак и звезды оказываются свидетелями трагедий, которые происходят вокруг. «Все стихи канте хондо, — утверждал Лорка, — полны великолепного пантеизма» в них на равных действуют такие «персонажи», как воздух, земля, море, ветер, рыдание. И заключал: «Следует брать у народа только эти глубочайшие сущности, да одну-другую колоритные черточки, ни в коем случае не пытаясь точно имитировать его неповторимые модуляции,- ведь этим мы лишь замутим глубины песни». Созданная поэтом «Поэма о канте хондо» тем и осталась непревзойденной, что Лорка, воссоздал в ней самую суть поэтического мышления народа.
Лорка почти не прибегает даже к обычной форме канте хондо — четырехстишию сигирийи и петенеры, трехстишию солеа. Он пишет свободным, меняющимся соответственно лирическому настроению размером. Но с потрясающей силой раскрывается внутренний дух, смысл и характер андалузской песни. Первое стихотворение — «Балладилья о трех реках» как бы очерчивает геогрзфшо этой песни: обе Андалузии — приморская и равнинная, разделенные горами и омываемые реками Гвадалквивиром, Дауро и Хенилем.
Есть в этом стихотворении выразительный образ, смысл которого не сразу поймешь. «Река Гвадалквивир расстелилась бородой гранатового цвета». И далее: «Две реки Гранады: одна — слезы, кровь — другая». Первый образ может показаться слишком «книжным».
Между тем он — результат точнейшего наблюдения: дело в том, что Гвадалквивир течет в ложе из красной глины, и с гор, действительно, кажется потоком крови или окровавленной бородой неведомого великана. У Дауро же дно каменистое; отсюда «одна — слезы, кровь — другая».
Лорка был полон замыслов, хотел написать пьесу, направленную против войны, политическую трагедию, «несколько драм социального и гуманистического характера». Этим планам не суждено было осуществиться, жизнь Федерико Гарсиа Лорки трагически оборвалась: в ночь на 19 августа 1936 г. он был расстрелян фашистами. Но им не удалось убить память о великом испанском писателе, которому суждено бессмертие.
Поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка