Поэт и народ в поэме «Альбатрос» Шарля Бодлера
Шарль Бодлер является одним из основателей символизма. Свой творческий путь он начинал вместе с поэтами-парнасцами. Французские поэты старались донести, что поэзия должна быть выше любого литературного искусства, здесь должна властвовать красота, пластика, совершенство формы и логика мысли. Единой формой, стражем внимания, парнасцы избрали сонет — старинную каноническую форму стиха, которой пользовались и Шекспир, и Петрарка. «Парнас» — именно такое название избирают художники для себя, так как на горе Парнас жил Аполлон, бог искусств,
Поэты и себя, и свое искусство считали лучшими, уникальными. Вы можете спросить, как в этом случае «Парнас» касается Бодлера, ведь речь должна была идти б «поэте и толпе».
Но я думаю, что отношение здесь прямое. Поэты-парнасцы считали себя почти небожителями. Если бы не это словечко «почти».
Ведь жить им приходилось на обычной земле, в реальных условиях, среди разных людей. И полететь просто в небо, и жить только там не выходило. На крыльях вдохновения, например, воспринимает Бодлер Большую французскую революцию. Именно в ней он видит возможность обновления общества, государства,
В частности, он хочет осмыслить: есть ли баланс добра и зла, и почему чаще побеждает зло?
Философское осмысление жизни человека в этом мире — основа стихов Бодлера. Свой поэтический сборник он назвал «Цветы зла». Уже в самом названии соединил поэт две противоположности: цветы — символ прекрасного, и зло — символ темной силы. Поэт будто ясно увидел перед собой две стороны жизни — темную и светлую, он все чаще встречает эти разногласия в жизни. И в его стихах можно увидеть такую противоположность: человек будто разделен на две части.
Одна его половина тянется к Богу, несет в себе позитив, гармонию, хочет роста, духовного совершенствования, другая же половина тянется к утробному, животному существования и ищет наслаждения в жизненных грехах, в низменных падениях. Вот такая раздвоенность присуща и самому поэту. Бодлер видит себя обособленно от всех людей. До шести лет он был счастливым ребребенком, имел лучшего друга — отца.
Но вдруг отца не становится, его забирает смерть. В семье появляется чужой человек — отчим.
Может, он и неплохой человек, но это не отец. Чернота обступила маленького мальчика. Мать занята своим счастьем, а ребенок — потерей. С раннего возраста поселилась в душе Шарля тоска-печаль.
Позднее этот разрыв с семьей только углублялся, хотя будто родители старались для его же добра: заботились, чтобы он не связывался с плохой компанией, отправляли подальше от приятелей — в заокеанские колонии. Никто не понимал и не хотел понять душу юноши. И поэзия «Альбатрос» раскрывает именно такую проблему — когда человека, который является не таким, как все, его осмеивают, не понимают. «Альбатрос» — стих о птице, которую поймали матросы и издеваются, смеются над ним. Эта красивая птица, «властелин небес», который в небах свободно и смело летает, расправив свои величественные крылья, на земле превращается в увальня — ходить по земле он не умеет и только тяжело волочит свои могущественные крылья.
Матросы ради развлечения поймали альбатроса и теперь потешаются над ним: «тот табачный дым в клюв ему пускает, а этот, бес, хромает, будто кривой».
Альбатрос «грустно тянет укрощенное крыло» и «обессиленно стучит». Птица привыкла летать «среди туч, как молния во мгле», и вдруг оказывается совсем беспомощным перед стаей обычных людей, серой толпы. Им разрешено смеяться, так как сейчас птица слабее, чем они, не может обороняться, он будто на «чужой территории».
Так и поэт в этой жизни. Обычные люди смеются над ним. Жестокость человека часто переходит разрешенные границы.
Люди большей частью хотят быть такими, как все, и им непонятная ни другая мысль, ни другое поведение человека. Главное, что эта «белая ворона» отличается ото всех и только поэтому заслуживает наказание.
Мне никогда не казалось это правильным. Я считаю, каждый человек имеет право на свободное поведение, свободное слово. Ведь чем больше разных оригинальных мыслей, идей, людей, тем интереснее. Ведь если бы все были одинаковыми, то люди бы никогда не изобрели ни самолета, ни компьютера, ни мобильного телефона. Не каждый в этой жизни может сохранить в себе поэта.
Да, проще быть таким, как все — целее будут крылья. Но без альбатросов жизни будет совсем скучна. И что вы будете видеть, люди, там, в бездонном небе, когда в высоте не будет «властителя небес»?
Шарль Бодлер не выдержал жизненного поединка, но и не превратился из белой вороны в обычного воробья. Именно поэтому мы о нем говорим и после его смерти!
Поэт и народ в поэме «Альбатрос» Шарля Бодлера