Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

В дни траура, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.

Начало своей поэтической деятельности сам Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь о ней пренебрежительно:

«Когда я начал марать стихи в 1828 году…» Однако уже в ранней лирике поэт серьезно обращается к теме творчества, самоопределения:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Это сравнение с Байроном не случайно. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению — романтизму, и близость мировосприятия. В лермонтовском стихотворении уже звучат главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее

поэта на скитание, на одиночество в мире.

Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта «эпохи безвременья».

Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое выше стихотворение «Смерть поэта». Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки прямо направлены против царских палачей, которые также в немалой степени виновны в гибели Пушкина.

Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить личность великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» — трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимой, непонятной для других душой. А появление убийцы в облике человека, который лишь смеялся над чужой для него культурой, — следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении «Поэт». Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием. Он говорит о значении поэзии как объединяющей силы. Сейчас же поэзия уже не так сильна, как раньше. Современники Лермонтова перестали понимать «простой и гордый» язык поэта.

В стихотворении «Не верь себе» поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства «стихом размеренным и словом ледяным».

Герой стихотворения «Пророк», наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам.

И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Лермонтов, поэт своего времени, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов отразил в своих стихах судьбу поэта, живущего в обществе, где подавляется личность и правят невежество и бездуховность




Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова