Поэт своей эпохи
Родился на Херсонщине в крестьянской семье. Закончил Елизаветградское реальное училище, вступил в Петербургский политехнический институт. Первая мировая война не позволила продолжить обучения: его мобилизовали и отправили в Киевскую военную школу. В 1917 г. Маланюк переходит к лавам УНР. После поражения правительства УНР эмигрирует в Польшу, а потом в Чехо-Словакию.
Там учился в Хозяйственной академии в Подебрадах. После работал инженером в Польше. После Второй мировой войны эмигрирует в Германию, потом в США.
Умер в Нью-Йорке.
Поэт.
Даже на первый взгляд поэзия Маланюка отличается от поэзий его современников глубиной, значительной психологической нагрузкой и требует от читателя незаурядных знаний из истории, философии, психологии и культурологии.
Хотя Евгений Маланюк и считал своим духовным
У Маланюка реальный мир возникает сквозь призму поэтового «я», и читатель захватывается символичностью и образностью. Так, в поэзии «Стилет или стилос?..» эти предметы несут на себе не просто прямое, материально выраженное значение: стилет — короткий кинжал, стилос — палочка для письма. Стилет является символом вечного близкого боя сам на сам, сознательного выбора жертвенной борьбы за идеалы народа.
Стилос — это олицетворение искусства с его, утонченной гармонией, музыкантом человеческих чувств и магией добра и красоты.
Стилет или стилос? — не постиг. Двояко Колеблются трагические весы.
И это не дилемма самого Маланюка. Это поэтическое — изображение того, что трагедия Украины вызвана ее колониальным статусом, потерей государственной независимости и национальной свободы, а вследствие всего — и личного достоинства и национального самосознания, духовного богатства наций. Сквозь всю жизнь автор несет ведущую идею возрождения государства через возрождение истории.
Поэзия «Под чужим небом» ярко описывает состояние души поэта в изгнании. Даже находясь за границей, поэт не перестает бороться за свою землю как настоящий патриот, но и как настоящий сын Маланюк грустит за родным краем и не находит себе места в «той» жизни. И эта тоска по Родине пронизана такой любовью и лиричностью, что наворачиваются слезы:
Не надо ни парижских мостовых, Ни Праги улиц просторных: Все снятся материнские руки. Старая солома редких крыш.
И эти детские воспоминания о красоте родного края, материнское тепло врезались в сердце поэта. Поэтому несет Маланюк Любовь, Красоту и Надежду даже сквозь холодные реалии новых пор:
Голубизна сквозь готику подмосток, Звенит цемент сквозь духа плоть строений. И все ж таки: в начале было — Слово и все ж таки: начальний дух — Любовь!
Это Же В личности Евгения Маланюка ярко возникает образ украинца-борца, который «воспринимает мир обнаженным нервом» и который глубоко проникается всегда актуальной проблемой государственной суверенности Украины, решение которой он находил в наследстве прошлого, на и своем жизненном пути был факелом надежды на светлое будущее.
Поэт своей эпохи