Поэтическая мысль стихотворения «Дума»

Поэтическая мысль стихотворения реализуется во внутреннем эстетическом движении от элегической интонации мочального размышления к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освященные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья»,

«бездействии», «добру», «злу», «борьбы», «властно», «рабы. Они придают элегическому зачину характер философского размышления.

На этом фоне интонационно выразительно звучат слова ораторского стиля, резкие оценочные эпитеты-«постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту, усиливающую эмоционально мысль поэта:

Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!

Последние строки уже предвещают мрачный исход. Во второй части заметна новая лексическая

струя и связанная с ней новая интонационная окраска стиха. Слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается тонкой игрой «поэтизмов» и «прозаизмов» , которая поддержана употреблением контрастных слов. Высокая романтическая нота первой части сменяется скорбным реквиемом.

Ореол романтики последовательно снят. Судьба поколения не содержит ни грана высокой романтики. Поколение способно лишь на сатанинскую насмешку над самим собой.

Но и этого мало.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок. Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план. Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Всякий ореол романтической идеализации исчезает, и вместо него естественно возникает сравнение с заурядной бытовой мелодрамой, и Лермонтовское сравнение обнажает правду о поколении, ум и чувства которого лишены большого общественного содержания.

Но как раз в этом и заключена подлинная общественная трагедия поколения и моменты в характеристике поколения связаны с эмоциональным нарастанием, со все более крепнущими нотами осуждения, с чувствами горечи и насмешки, с иронией и даже сарказмом. Эмоциональное движение достигает апогея в заключительной строфе, там, где сорвана романтическая маска и где предстала голая и безыскусная правда. Бытовая окраска заключительных строк совпадает с наибольшей силой эмоционального осуждения.

Заключительный аккорд лермонтовского реквиема выражает и степень моральной опустошенности поколения, и высоту лермонтовских общественных критериев, и глубину поэтического обобщения.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций заставляет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Перед нами предстала не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода, а лирический жанр, совмещающий признаки различных жанров романтической лирики и тем разрушающий незыблемую жанровую целостность. Содержание стихотворения не вмещается в границы определенного жанра. Гражданская тема в стихотворении становится глубоко личной, интимной темой, зависимой не от того или иного душевного состояния поэта, а вырастающей из его взгляда на мир.

Это-то и придает стихотворению цельность и завершенность.

Сложность лермонтовской романтической позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, но эта личность не отделяет себя от поколения. Темой стихотворения становится не просто «я» и не просто «мы», а отношение «я» к «мы».

Трагедия самого поэта наиболее явственно выражается I! романтической иронии. Беспредельность личных желаний, романтический порыв к чему-то затаенному, постоянно осмеиваемый и заключенный в клетку частного мира, — таковы контрастные чувства, переполняющие поэта. Согласно традиции высокого романтизма, как верно заметил Д. Максимов, поэт-романтик не подлежал критике.

Точно так же не подлежал критике лирический герой романтической, поэзии. В «Думе» высокое — герой, «я» — включается в низменное «мы», «толпа» . Осуждение распространяется Лермонтовым и на себя. В «Думе» Лермонтов предстает одновременно и судьей, и подсудимым. При всем своем негодовании Лермонтов осознал себя сыном века, и потом пороки поколения суть его собственные пороки.

В этом нет ничего обидного для поэта. Напротив, нужно удивляться гражданской и человеческой смелости Лермонтова, беспощадности к себе и исключительной трезвости. Еще А. В. Луначарский заметил, что в «Думе» Лермонтов «клянет» свое поколение «в качестве жертв безвременья».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Поэтическая мысль стихотворения «Дума»