Поэтический образ России
Рощину видится «конец России», в его сознании Октябрь укладывается в трафаретную рамку «взбунтовавшейся черни». Поэтический образ России — «тройки, мчавшейся по селу», — развеян. Видя, как трещит и разваливается здание Российской империи, Рощин с горечью признается Телегину.
Вадиму Рощину, безмерно влюбленному в свою страну, в Россию, представляется, что шквал революции пытается смять, уничтожить эти священные чувства. Если «Великая Россия» миновала наличествовать, если огромная страна всего лишь «навоз под пашню»,
Однако стоило Рощину, честному и благородному человеку с высокоразвитым чувством долга, понаблюдать на юге России за бежавшей от народного гнева «чистой публикой», как в его душе возникает иное чувство. Созерцание «шумного, прожорливого стада» приводит героя к мысли, что не ему защищать и оберегать это: «Пошлость, пошлость и ложь!» Предательство белой армией интересов России, союз ее с интервентами окончательно открывают ему глаза на
Так в результате долгих и мучительных испытаний мужественный русский офицер приходит к окончательному выводу: Россия и революция едины.
В юности Рощину казалось, что он подобен Андрею Болконскому, он гордился своей чистотой и честностью. Ну, а ныне? Рощину предстояло перейти в совершенно новый мир, на сторону красных. Начиналась совсем иная жизнь.
Былое «уютное царство» кажется теперь ему призраком больного воображения. Так он исповедуется в разговоре с большевиком Чугаем.
Патриотизм и гуманистические идеалы Октября сливаются воедино в судьбах Телегина и Рощина, Кати и Даши. Однако в идейно-художественной концепции романа Рощину отведена особая роль. Именно на его примере мотив потерянной и возвращенной родины получает глубокое развитие. Многое из того, что сам писатель пережил, прочувствовал, передумал, отдано Вадиму Петровичу.
Это, пожалуй, единственный персонаж, которого автор наделяет способностью к рефлексии, широким обобщениям.
Поэтический образ России