Поэтическое завещание Пушкина. Произведение по стихотворению «Я памятник себе воздвиг…»

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

Макиавелли.

Читая стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», меня поражает дар предвидения, подаренный всем великим поэтам. Ведь стихотворение написано в 1836 году, когда поэту оставалось жить меньше года. С чего бы вдруг тридцятисемилетнему Пушкину подводить итог своей жизни, своему творчеству, размышлять о значении всего написанного им? Откуда эта тема «памятника», пусть даже «нерукотворного»?

Видимо, поэт — это, действительно, прежде всего — пророк, который умеет видеть дальше других, сердцем ощущать течение времени, глубже понимать значение дел человеческих.

В «Памятники» Пушкина мы чувствуем не только трагическое предчувствие скорой гибели, но и гениальное предвидение оценки потомками своего творчества.

Человек высокообразованный, прекрасно понимает, что было сделано до него в русской и мировой литературе, Пушкин осмысливает свое творчество как важное звено в развитии мировой поэзии. Эпиграф к стихотворению, взятый из оды Горация, звучит на русском почти так же, как первая строка

у Пушкина: «Я памятник воздвиг». Другие строки почти совпадают со свободным переводом Горация Державиным: «Да! — Весь я не умру: часть моя большая…

И слава возрастет моя, не увядая, доколе Славян род вселенная будет чтить».

И все же Пушкин понимает значение поэтического творчества гораздо глубже своих предшественников. В оценке своего труда он продолжает и завершает те требования к поэту, которые были выдвинуты еще в «Пророке», где прозвучал призыв к поэту «глаголом жечь сердца людей». В «Памятнике» Пушкин главной своей заслугой считает три черты своей поэзии: народность и свободолюбивое содержание поэзии. Можно назвать любое произведение поэта и легко найти в нем и «чувства добрые», и верность идеалам свободы и близкие всему народу темы, и главное — простой, яркий и доступный язык всех пушкинских произведений.

Есть еще одна важная черта в отношении поэта к своему творчеству: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык…».

Пушкин считает себя поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, как к равным. Это было новым в его времена, когда немного поэтов и политиков заинтересовало бы мнение о себе «диких» тунгусов, калмыков и др. В своем поэтическом завещании Пушкин говорит и о мировом значении своей поэзии. Сегодня никто на всей нашей планете не станет отрицать мировое значение творчества российского поэтического гения, и никто не упрекнет Пушкина в высокомерии и преувеличении своих заслуг.

Потому что высокая оценка своего творчества выходит, прежде всего, из того, что Александр Сергеевич, ставя высокие требования к творчеству поэта и его миссии на земле, всегда им соответствовал.

«Нерукотворный памятник» Пушкина «Вознесся выше… головы непокорной Александрийского столпа». В этом гордое утверждение не только величия того, что он сделал, но и поэтического творчества вообще. Иначе, как объяснить то, что слава и память о выдающихся поэтах переживает не только их самих, но и политиков, царей, ученых, артистов? Может, это потому, что в их стихах — наши невысказанные чувства, наше понимание жизни и наш Горький опыт, наши мысли, которые бродят где-то глубоко в душе. И только такой поэт, как Пушкин, сумел найти для них простую и совершенную форму, додумал все за нас и объяснил многое в нас самих.

Сколько по всей земле поставлено благодарными потомками «рукотворных» памятников поэту, и скромных, и величественных. Но, ни один из них не может сравниться с тем, что создан им самим.




Поэтическое завещание Пушкина. Произведение по стихотворению «Я памятник себе воздвиг…»