Поэтика комедий Шекспира
Поэтика шекспировских комедий, созданных в так называемый «оптимистический период» творчества, не столь универсальна, как поэтика хроник. Комедии II-го периода обладают общим для них магистральным сюжетом, но различаются доминирующей реальностью. Их магистральный сюжет можно определить как разрешение конфликтов в отношениях персонажей в соответствии с законом естественной гармонии.
По типу доминирующей реальности шекспировские комедии II-го периода могут быть разделены на две группы: «городские» и «праздничные».
«Городские
Доминирующая реальность здесь — Город как особое социальное пространство со своими традициями, институтами и нормами поведения. Персонажи — прежде всего бюргеры, живущие в условиях этой реальности и подчиняющиеся ей. Конфликты в этом типе комедий чаще всего порождаются обстоятельствами городского быта, но развиваются и становятся подлинной коллизией в отношениях персонажей. Далее — приводятся примеры из «Венецианского купца» и «Укрощения строптивой».
Конфликты
Еще одна черта, характерная для «городских» комедий, — обособление комического от поэтически-возвышенного. Носители комического начала — слуги, иронически или юмористически-простодушно комментирующие действие. Носители поэтического начала — влюбленные протагонисты. Катарина и Петруччо в «Укрощении строптивой» остаются комическими персонажами, пока враждуют, но перестают быть ими, когда их отношения меняются.
«Праздничные» комедии. В их число входят: «Как вам это понравиться?», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». Действие этих комедий происходит в особых пространствах: условных, фантастических или сказочных.
Доминирующая реальность здесь — Большая Природа, выступающая в двух обличиях — Природы играющей и Природы наставляющей. Первая — забавляется с «малой» природой персонажей, порождая этим конфликты; вторая — устраняет эти конфликты, возвращая порядок в отношения персонажей друг с другом и с миром.
Действующие лица «праздничных» комедий так же несамостоятельны в своих поступках, как и персонажи хроник; они — «актеры Природы» в той же мере, в какой персонажи хроник — «актеры Истории». Кроме того, подобно последним, они лишены личностной полноценности, поскольку из всех качеств человеческой натуры играющая Природа выбирает только те, с помощью которых может вовлечь персонажей в свои забавы. В «праздничных» комедиях таким становится чувство любви, поскольку их персонажи, в отличие от действующих лиц «городских» комедий, не связаны комплексом социальных и бытовых условий, а могут жить только собственными эмоциями.
Основная коллизия в сюжете «праздничных» комедий — это конфликт видимости и сути, порождаемый играющей Природой в сознании персонажей. Его сущность в том, что герои либо принимают мнимую любовь за подлинную, либо любят «вслепую», не зная истинной сути тех, в кого влюблены. Этот тип конфликта приводит к невозможному в «городских» комедиях соединению комического и поэтического начала в действиях одних и тех же персонажей. Ведь иллюзорное чувство они переживают как подлинное и глубокое и описывают его прекрасным поэтическим языком. Но, чем глубже эти персонажи погружаются в такое чувство, тем неадекватней они окружающей реальности, тем комичней, следовательно, их поведение.
Когда эта неадекватность приближается к крайней черте, Природа прекращает игру и вместо иллюзорного чувства награждает героев подлинным, возвращая в их отношения истину — универсальный закон гармонии.
Поэтика комедий Шекспира