Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»

Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка. Третья книга Ремарка, опубл. в 1928 году в газете, на след. год — отдельное издание.

Эпиграф: «эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Как и Эрнест Хемингуэй, Ремарк использовал понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были

устроиться в гражданской жизни. Произведение Ремарка таким образом стояло в остром противоречии с правоконсервативной военной литературой, превалировавшей в эпоху Веймарской республики, которая, как правило, старалась оправдать проигранную Германией войну и героизировать ее солдат.

Ремарк — немец-антифашист. Он, как и его герой Пауль, не видит разницы между людьми на войне, противники-не монстры, они такие же, как мы — пытаемся выжить. В одном из эпизодов «Западного фр.» — Пауль извиняется перед своим убитым противником, хочет даже написать письмо его жене.

Потерянное поколение — своеобразная

гордость, романтизация героя-одиночки, он выживет сам, ему не нужна мама. У Хема противопоставляет себя хаосу и смерти, но у Ремарка важна тема фронтового товарищества. Вместе не страшно. «Дневник взвода» — живут как одна семья. По одиночке страшно, а вместе — целым классом они противостоят всему, и им не страшно, война для них естественна.

Бесполезно возвращаться с войны — они погибают на войне все.

Жизнь и смерть: скрываются под гробами, их защищают покойники. Второй момент — они идут в наступление и видят перед этим лакированные гробы.

«Мир» на войне описан Ремарком без эмоций, с медицинской беспристрастностью.

Крики раненых лошадей — стон многострадального мира, даже люди так не кричат, вопль отчаяния. Детеринг: «Самая величайшая подлость — это гнать на войну животных, вот что я вам скажу!».

Главное — не думать, а покориться. Мы ничего не забываем, но нельзя размышлять — воспоминания задавят нас. Товарищи отстрадали, но что ждет нас?

Жизнь коротка.

Герои — живут «сиюминутно», здесь и сейчас — сегодня они в бою, завтра могут отдыхать и жарить лепешки. Когда они возвращаются с фронта, радуются тому, что их осталось почти в два раза меньше =» им достанется в два раза больше еды и табака. Это не значит, что им не жаль погибших товарищей, они приучены выживать любой ценой. Еда важна так же, как боеприпасы. Большинство их слов связано с едой.

Естественные потребности.

Выжить, насладиться жизнью, если получается, здесь и сейчас. Тьяден — очень жадный до еды, забрасывает ложки супа, старается наесться — может, «я уже больше не вернусь». Мюллер мечтает о сапогах умирающего Кеммериха, но не от того, что он циник, а потому что сапоги ему больше не пригодятся.

Война — как основной способ существования. Ницше: войны боятся только слабые.

Фронт — это клетка, мы сидим за решеткой. Власть случая. Зависимость от случая: меня могут убить, могут оставить в живых.

Все, что остается — быть готовым ко всему.

Простое и естественное состояние войны — как болезнь. От нее можно умереть, как от рака, только смертельный исход чаще и в различных обличиях.

Вместе с осенью приходит холера, от нее погибает всего…тысяч человек — это повсеместное уничтожение людей, как и стихийное бедствие, как болезнь.

Возвращение Эрих Майер — жизнелюбие, аппетит, возвращается, и не понимает, почему нельзя убить соседского петуха — я не украл, а добыл еду.

Ценности «отцов» не выдерживает испытания подлинностью войны, ценности так называемой мирной жизни.

Сапожник Адольф Бетке добрый, смыслит в военном деле. О них в мирной жизни говорят пренебрежительно. Эрнста Биркхольца бесит, как можно судить о людях в «мирной» жизни, не видя их в войну, в состоянии выживания. Они требуют, чтобы мы были героями, но не хотят ничего знать о вшах.

Люди совсем не такие как, на фронте, разговаривают как на сцене. Я неуклюж, как танк, руки потеют, когда надо поздороваться с дамой. Снисходительное отношение старших — они ничего не знают о войне, о том, что пришлось пройти 20летним юнцам. Отцы пытаются что-то не разрешать, удивляются, что курят.

Мамы ругают за испорченные носки, не понимая, что сын вернулся живым из ада. Подлинный человеческий опыт не оценивается, судят по внешним признакам.

Своеобразная романтизация войны. Развенчание наивно-восторженного представления о войне, на войне выживает Настоящий герой, с настоящими ценностями. «На западном фронте» — ребят отправили почти всем классом, все, чему их учили в школе — бесполезно на войне. Записали добровольцами, хотя они не знали, что их ждет, поддались уговорам.

В тишине — страх, зловещее, непривычное, они цепенеют. Потом звук непонятный — это летят гуси.

В «Возвращении» товарищи-фронтовики не могут снова жить прежней, довоенной жизнью, которая теперь им кажется мелкой, мещанской и буржуазной. Они осознают, что их обманывали и когда они шли на войну, и когда совершалась революция. «Наше поколение уничтожено. Мы лишь уцелевшие остатки его.» — говорит один из самых ярких персонажей — Георг Рахе.

Эрнст идет по лесу — размышляет, как разместить пулеметы, защита территории уже как наваждении.

Мир-фальшивка. Один из героев, Альберт застреливает любовника своей невесты, на суде товарищи защищают его — он просто делал то, что привык, он убивает то, что мешает. Судите за то, чему сами научили.

Больше нет «мы» — они пытаются встречаться в реальной жизни, но они уже разные — кто-то в дорогом пальто, кто-то в гимнастерке. Каждый из героев пытается найти новый смысл своей жизни. Но не всем это удается. Рахе возвращается в армию, но разочаровывается, не найдя чувства «фронтового товарищества» . В финале романа Людвиг кончает жизнь самоубийством, не может жить с венерической болезнью — в мирной жизни это позор.

А главный герой, Эрнст, все-таки находит смысл жизни — в благородном труде на благо человечества.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»