Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта
Греческая народная песня постепенно приспосабливалась к новым задачам и темам, выдвинутым эпохой становления античного государства. Песня постепенно превращалась в средство выражения субъективных ощущений, личных эмоций поэта. Это направление развивалось в творчестве поэтов-эолийцев, литературным и музыкальным центром которых был остров Лесбос. Они ввели в литературу несколько новых стихотворных размеров, предназначенных для сольного пения под звуки лиры.
Продолжая тематику культовых и обрядовых песен, застольных, свадебных, любовных,
Алкей известен, в основном, из отрывочных цитат, целых стихотворений сохранилось немного. Алкей пишет о борьбе с тиранами, о героях, защищает интересы знати, к которой сам принадлежал. Но чаще темой его стихов являются вино, застолья и любовь.
Алкей писал стихи и в честь лесбийской поэтессы «фиалкокудрой, чистой
Сапфо родилась в дорийской-золийской части Греции, где жена не была затворницей. Женщины, как и мужчины, создавали свои общины. Помещение, где собирались женщины, Сапфо называет «домом служительниц муз».
Круг интересов содружества женщин и определяет основную тематику поэзии Сапфо: это празднование свадьбы, общение подруг, их увлечения, соперничество, ревность, разлука. Личные переживания поэтессы переданы с необычайной простотой и ясностью. В стихотворении, предназначенном для свадьбы, поэтесса прославляет «равного богам» жениха, его «сладкий голос и чарующий смех». Но основное внимание она уделяет личным чувствам:
«… У меня при этом перестало сразу сердце биться: Лишь тебя увижу, — уж я не силах вымолвить слова, Но немеет тот час язык, под кожей Быстрий легкий жар пробегает, смотрят, ничего не видя, глаза, в ушах же — звон».
В другом стихотворении рассказывается о далекой подруге, которая скучает в разлуке за Сапфо и ее кругом: «Когда мы жили вместе, Аригнота смотрела на тебя, как на богиню, и больше всего ей нравился твой танец. Теперь она сверкает среди лидийский жен, как розовый месяц после захода солнца превосходит все звезды и излучает свой свет на соленое море и поля, обильно покрытые цветами». Задумываясь над красотой любви, Сапфо иллюстрирует свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями, убеждая своих современников в том, что «самое красивое на земле — то, что мы любим».
Поэтому любовь у Сапфо «одета» в прекрасное платье и окружена ароматом цветов и дыханием весны. Описывая своих героинь и героев, поэтесса не скупится на сравнения фольклорного типа. Невеста уподобляется яблоку, что «ярко краснеет на ветке высокой, а жених подобен стройной ветке.
А в брачном чертоге прибывает сама Афродита с хором. Пестрым троном, Славная Афродита, Зевса дочь, искусная, Я молю тебя: не круши мне горем Сердца, умоляю!».
Близость к народной песне, свежесть и искренность чувства характерны и для ионийца Анакреонта. Лира Анакреонта всегда настроена на веселый лад. Любовь и вино — основные темы его песен, но трактуются они не всерьез, а как остроумная насмешливая игра.
Поэт, который дожил до седин, иронизирует над своими любовными приключениями. Игра в любовь заменяет ему сильные страсти. Даже Эрота, бога любви, поэт изображает озорным ребенком, играющим в кости или мяч. Песни Анакреонта, прославлявшие земные радости веселой жизни, позднее были подхвачены другими авторами, стихи которых стали называть анакреонтичными. На их основе выросла «анакреонтика» эпохи Возрождения и Просвещения, они вдохновляли многих российских и европейских поэтов.
Древнегреческая сольная песенная лирика стала основой для развития в европейской литературе лирического жанра поэзии, обращенной к внутреннему миру человека. Чувственность, любовь, дружба, разлука и соперничество будут воспеты с новой силой в любовной лирике разных народов.
Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта