Поэты «Озерного края» или Рождение английского романтизма

«Озерная школа» — так называли первых английских поэтов-романтиков конца XVIII — начала XX столетия, которые жили и создавали в знаменитом Озерном крае, расположенном на севере Англии. К группе этих поэтов принадлежали талантливые мастера слова: Вильям Вордсворт, Роберт Саути и Самюель Колридж. Озерный край, был для них источником вдохновения, прославляется своими неповторимыми горными и озерными пейзажами.

Зеленые луга, зеркальные поверхности озер, величественные холмы и таинственные долины — эта неповторимая естественная

красота надышала художников на творчество. Вильям Вордсворт захватывался прогулками этой живописной местностью, любовался и изучал ее. Интересно, что в 1810 году он даже опубликовал книжку «Гид по Озерам».

И сегодня Озерный край остался одним из красивейшим заповедником Великобритании.

Поэты-Реформаторы мечтали восстановить британскую поэзию, которую считали искусственной, высокопарной, перенасыщенной штампами и слишком рационалистической и элитарной. Поэт Николай Гумилев так писал о творцах «озерной школы: Поэты Озерной школы, Кольридж и его друзья, Вордсворт и Саути, выступили на защите двух близких

друг другу требований — поэтической правды и поэтической полноты. Во имя поэтической правды они отказались вот условных выражений, ложной красивости языка, слишком легковесных тем, словом, всего, что поверхности сознанья, не волнуя его и не удовлетворяя потребности в новом.

Сборник поэзий «Лирические баллады», что вышла из печати 1798 года, осуществила настоящий переворот в жизни тогдашней английской поэзии. В 1801 году появилось второе издание сборника с предисловием, в котором Вильям Вордсворт изложил свою поэтическую концепцию. Предисловие, в котором поэт-реформатор называет сборник «экспериментальной», стала своеобразным манифестом британских поэтов.

Сборник «Лирические баллады» является уникальным примером сотрудничества двух больших поэтических талантов: Вильяма Вордсворта и Самюеля Колриджа. Перу Вордсворта принадлежат 27 поэтических произведений, Колриджу — 4. Вордсворт большое внимание уделял языку своих поэзий, которую стремился приблизить к народной. Темы для своих произведений поэт находил в повседневной жизни: «Повседневная жизнь я избрал потому, что лишь в нем все естественно и правдиво; за его условий простой, ничем не украшенный быт не противоречит прекрасным и вечным формам природы». Вордсворт идеализировал сельский быт, сделав центральным героем поэзий человека из народа.

Он также делал ударение на определяющей роли природы в жизни поэта: «Природу познает не ум, а чуткое сердце. Природа — большой учитель.»

Самюель Колридж, наоборот, тяготел к фантастическому, мистическому. Настоящим поэтическим шедевром стал его бессмертное философское сочинение «Сказ о Старом Мореплавателе». Это печальная история о моряке, который страдает за совершенный им грех — убийство ради игрушки величественной морской птицы альбатроса. Поэту удалось с непревзойденным мастерством соединить в своем произведении выдумку и действительность, погрузив читателя в водоворот трагических событий, которые происходят на корабле, который превратился на своеобразного Летающего голландца. О поэме очень поэтически высказался Николай Гумилев, которая им была с блеском переведенная: «Она написанная размером английских народных баллад, с повторениями тоже в народного духе.

Это как бы приближает ее к читателю, которому хочется ее петь, как пелись когда-то поэм, послужившие для нее образцом. Повторение подчеркиванием наиболее значительных мест гипнотизируют нас, заражая напряженным волнением рассказчика. Рифмы, порой возникающие посередине сроки, звеня в коротком размере, как колокольчики, усиливают магическую музыку поэмы.»




Поэты «Озерного края» или Рождение английского романтизма