Поэзии Юрия Живаго

Поэзии Юрия Живаго не имеют полной последовательности в тематическом плане: цикл начинается стихотворением » Гамлет «, в котором объединяются библейские и шекспировские мотивы. далее идут стихи о природе, человеческих отношениях, а потом Пастернак снова возвращается к библейской теме и т. д.

Композиция цикла стихов напоминает композицию романа. который построен по принципу контрапункта. Контрапункт — это объединение относительно независимых сюжетных линий, которые сходятся и расходятся между собой и развиваются с разной скоростью.

Романная

форма контрапункта у Пастернака, Кафки, Джойса, Маркеса и других писателей наибольшим образом отвечала требованиям отображения противоречивой эпохи ХХ столетия, когда распались связи не только между людьми, а и между различными сферами бытия.

Принцип контрапункта дал возможность художникам слова отразить картину дисгармонии мира. Но Пастернак нашел форму не только романного, но и поэтического контрапункта в цикле «Стихи Юрия Живаго». Казалось бы, отдельно развиваются евангельская тема, линия любви, изменения в природе, но в поэзии контрапункт отражает не только общий распад, а и обновляет

нарушенную целостность мира.

Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, отстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Таким образом, автор утверждает идею гармонии в противовес разорванным связям.

Цикл стихов имеет кольцевую композицию с точки зрения интерпретации библейного сюжета о страданиях Иисуса в Гефсиманском саду. Этот мотив звучит в стихотворении «Гамлет» в начале цикла и в конце — в «Гефсиманском саду». Гефсиманский сад — это символ размышления Христа о людях, о мире и своей Божьей обреченности, а еще это символ замешательства в душе Иисуса, когда в минуту слабости он обратился к Богу «…чтоб эта чаша смертия миновала…» Тема сомнений Христа объединяемая с темой сомнений Гамлета и Юрия Живаго: какую выбрать дорогу, смириться с неприятностями судьбы или дать им отпор, покориться миру фарисейства или до конца идти путем добра, совести и свободы? Если в первом стихотворении лирический герой еще колеблется, чувствует себя очень одиноким в своих сомнениях и противоречиях, то в последнем стихотворении «Гефсиманский сад» лирический герой находит настоящую истину жизни и осмысленно делает свой выбор:

Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного его величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья проплывут из темноты.

За такой кольцевой композицией цикла спрятана авторская мысль о том, что рождение человека происходит лишь тогда, когда человек начинает задумываться над смыслом своего бытия, сознательно выбирает свой путь. По мнению Пастернака, вся жизнь человека — это постоянный выбор своей моральной позиции. В конце цикла мы видим, что лирический герой прошел путь от Рождества до Воскресения. Тут речь идет не только об Иисусе Христе, а и о смысле существования каждого человека.

Я думаю приведенных здесь примеров достаточно, чтобы понять, что в стихотворениях Юрия Живаго присутствуют те же самые стихи, которые были выделены в романе»Доктор Живаго». Я надеюсь, их разбора на основе романа вполне достаточно, и в этой главе я хотела указать лишь на то, что они присутствуют и в стихах доктора Живаго. «Стихи Юрия Живаго» — это духовное завещание Пастернака своим потомкам.

Необычайной творческой силой, которая дает жизнь поэзии навсегда, стихотворения Юрия Живаго утверждают главную идею автора: смерти нет для того, кто оставляет после себя духовные ценности




Поэзии Юрия Живаго