Средневековый китайский поэт Ли Бо и его последователь Ду Фу создали стихотворения, которые считаются вершиной мировой лирики. Они очень лаконичные, и одновременно выразительные, проницательные, изысканные.
Ведущие мотивы лирики Ли Бо — элегические. Это легкая грусть, философские размышления лирического героя, соединенные с созерцанием прекрасной природы, глубокого проникновения в атмосферу окружающего мира.
Особенности стихов Ли Бо «Вхожу в реку», «Печаль на яшмовом крыльце», «Песня о восходе и закате солнца» заключаются в том, что в стихотворениях нет грамматических согласований строк, нет переносов. Используется прием психологического параллелизма: описания природы чередуются с описаниями внутреннего мира лирического героя, его самоуглубленным размышлением.
Тема стихотворения «Вхожу в реку» Ли Бо — неразделимость душевного мира человека с природой. Это рассказ о красоте, которую поэт тонко чувствует на побережье: играет осенняя вода, громоздятся шелковые облака, бодрит свежесть лилий… Всю эту красоту он хотел бы подарить одному человеку, но этого человека нет рядом, и видимо, уже не будет никогда.
Мотивы разлуки, душевной скорби, дисгармонии человеческой жизни переплетаются с мотивами гармонии природы.
Особенности поэзии Ду Фу аналогичны с теми, что указаны для Ли Бо. Его стихотворение «Лунной ночью вспоминаю своих братьев» изображает фантасмагорический и опасный мир. Поэт в чужом городе, где со дня на день ждут мятежа. Предгрозовая тишина стоит в нем. Здесь поэт проводит линию психологического параллелизма: тревога не только снаружи, но и у него в душе.
Он вспоминает своих братьев. Родные далеко, и о них ничего неизвестно: Как до семьи дорога далека! И жизнь, и смерть проходят между нами… «.
Анализ стихотворения Ду Фу «Дикие гуси» можно проводить по тому же принципу параллелизма: птицы летят на север, на родину поэта, а он остается в чужой земле. Природа обращает свой вечный круг, а одинокий человек будто выпал из него…
Лирика Ли Бо и Ду Фу не содержит в себе ни одной лишней строки, ни одного лишнего слова. Это совершенная, «нефритово чистая» поэзия, отшлифованная, как бриллиант.
Дайджест:
- Стихи А. Фета это чистая поэзия. Любовь Фета это костер, как и поэзияОбыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей ... Читать далее...
- Социальная поэзия Испании 40-50-х годов — поэзия трагического звучанияОб этом свидетельствуют уже самые названия поэтических сборников тех лет: «Дорогами крови» В. Кремера, «Замкнутое одиночество» Габриэля Селайи, «Земля без нас» Хосе Йерро, «Мертвецы» — вторая и последняя книга стихов Хосе Луиса Идальго. Однако темы одиночества и смерти — центральные во всей испанской поэзии тех лет — в творчестве представителей социальной поэзии получают своеобразное решение. ... Читать далее...
- Крымские сонеты Мицкевича: критика и анализ«Крымские сонеты» — это цикл из 18 произведений Адама Мицкевича, посвященных пребыванию поэта в Крыму. Сонеты характеризуются мелодичностью, глубоким лиризмом, проницательностью. Они наполнены высокохудожественными описаниями пейзажей Крыма, проникнуты атмосферой юга. Тема природы в сонетах Мицкевича раскрывается очень поэтично, волшебно. Горы Крыма, море, неповторимые закаты и рассветы побережья, уникальные степные ландшафты — все эту, увиденную им ... Читать далее...
- «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы, каждое слово должно быть, как в войске солдат»Маяковский — один из самых талантливых сатириков XX века. Он создал классические образцы сатиры нового типа, отрицая и обличая все, что мешало успехам социализма, и тем самым расчищая путь для движения советского общества к коммунизму. В творчестве Маяковского прослеживаются традиции русской классической сатиры Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В начале творческого пути Маяковского его сатира была направлена ... Читать далее...
- Поэзия Ахмадулиной — поэзия мыслящего и познающего чувстваПоэзия Ахмадулиной — поэзия мыслящего и познающего чувства. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната, или заснеженный арбатский двор. Она обращена к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству — при этом поэтесса пропускает поток впечатлений сквозь призму своей души ... Читать далее...
- Поэзия ПолонскогоУмер поэт задушевного чувства. Этим не исчерпывается поэзия Полонского, но это, конечно, самая отличительная ее особенность. Надо всем разнообразием житейских, общественных и исторических мотивов, освещенных мягким светом его поэзии, господствует у Полонского эта внутренняя основа простого и глубокого человеческого чувства. Эта простота проявляется даже там, где по сюжету всего менее можно было бы ее ожидать. ... Читать далее...
- Критика и анализ произведения «Крошка Цахес» ГофманаКрошка Цахес, герой одноименного произведения Гофмана, родился уродливым скособоченным карликом. Но судьба в образе феи улыбнулась ему. Фея Розабельверда подарила Цахесу три золотых магические волоса. После этого Цахес стал казаться людям лучшим, чем был. То есть, пригожим, умным, талантливым. Чары действуют почти на всех людей, восхищаются Цахесом: «О, фрау Лиза, какой у вас милый и ... Читать далее...
- Сонеты Петрарки о любви к Лауре: критика, цитаты«Книга песен» или «Канцоньере» Франческо Петрарки — это шедевр лирической поэзии, посвященной великой любви поэта, любви к Лауре. В книге более 350 стихотворений, среди которых 317 сонетов «На жизнь и смерть Мадонны Лауры». Сорок лет Франческо писал стихи в честь возлюбленной, и при ее жизни, и после ее кончины. В своей любовной лирике поэт любуется ... Читать далее...
- Поэзия Николая Ивановича ГнедичаПо идейному содержанию и художественной форме к творчеству поэтов-просветителей была близка поэзия Н. И. Гнедича, более известного в качестве переводчика «Илиады» Гомера. Между тем его гражданская лирика была заметным явлением в первые десятилетия XIX в., открывая вслед за произведениями А. Н. Радищева пути к прогрессивно-романтической поэзии следующего периода. Наиболее значительными были два его стихотворения: «Общежитие» ... Читать далее...
- Пасторальная поэзия Феокрита и ее подражание в римской литературеФеокрит — самый выдающийся поэтический талант александрийского направления. Родился ок. 300 г. Чувствительное восприятие природы, поэзия любовной тоски, тяга к интамному, внимание к деталям быта и незначительным людям. Но мир субъективных чувств получает идеализированных носителей; поэт не отождествляет себя с ними и, подчеркивая их наивность, дистанцирует от себя. Он не гонится за показом своей «учености». ... Читать далее...
- Божественная комедия Данте: критикаСтруктура, смысл, основные философские идеи «Божественной комедии» В знаменитой «Божественной комедии» поэт Данте изобразил путешествие самого себя в потустороннем мире. Произведение базируется на христианской мифологии, на учении о рае и аде, однако художественно переосмыслено. Герой оказывается в разных фантастических местах: аду, который насчитывает девять кругов, чистилище, раю. Данте видит удивительные чудеса, встречается с ангелами, с ... Читать далее...
- Методология Дружинина как критикаЕще в начале своего литературного пути Дружинин прослыл плодовитым фельетонистом: в «Современнике» 1848-1854 годов печатались его «Письма иногороднего подписчика о русской журналистике». По жанру эти систематические обзоры напоминали обзоры Белинского. Были зерна правды в суждениях Дружинина о таланте Достоевского, Буткова, о различиях и способах изображения простонародного быта у Григоровича и Даля, о влиянии Гоголя на ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Поэзия»Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор. Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. Поэзия «с небес слетает к нам — ... Читать далее...
- План сочинения Ф. И. Тютчев, «поэзияСреди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей. Ф. И. Тютчев, «поэзия» Рабочие материалы. С детских лет нам сопутствует поэзия Ф. И. Тютчева. я еще не умела Читать, ... Читать далее...
- Романтическая поэзия В. А. ЖуковскогоНам с детства известен В. А. Жуковский — автор знаменитых баллад «Лесной царь», «Перчатка», «Кубок», «Светлана» и многих других. Позже мы узнали о том, что почти все они были переведены, чаще всего с немецкого языка, но ог этого творения поэта не утратили своей оригинальности и самобытности. Гоголь верно заметил, что на переводах Жуковского так отпечаталась ... Читать далее...
- На тему: Поэзия Д. ПавлычкоЛюбимой песней становится «Я соскучился, милая, за тобой..». Из ее строк мы ощущаем, насколько Д. Павлычко углубляется в вечную тему любви, которая так часто рождает в человеке тоску по родному краю, воспоминания о любимом человеке, ведь любовь несет не только радость, но и мучения, и страдание, бывает болезненная и неразделенная. И чем более сильна она, ... Читать далее...
- Поэзия и судьба ФетаЛитературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встречены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непосредственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в ... Читать далее...
- Романтическая поэзия Райнера Мария РилькеРайнер Мария Рильке — известный австрийский поэт. Родился 4 декабря 1875 г. в Праге. Детство и юность провел в Праге, после этого жил в Берлине, Париже, Швейцарии. Важное значение имели для него две поездки в Россию, где он встретился с Л. Н. Толстым и сблизился с христианским поэтом С. Д. Дрожниным. «Россия в определенной мере ... Читать далее...
- Радикальная и народническая критика о романе «Война и мир»В начале 60-х годов, как уже было сказано, с раздражением встретила роман-эпопею, не найдя в нем изображения революционной интеллигенции и обличения крепостничества. Известный в то время критик В. Зайцев в статье «Перлы и адаманты русской журналистики» охарактеризовал «1805 год» как роман о «великосветских лицах». Журнал «Дело» в статьях Д. Минаева, В. Берви-Флеровского и Н. Шелгунова ... Читать далее...
- Современная критика о «Ревизоре»«В каком-то городке…,- излагает содержание комедии Булгарин, — городничий, земский судья, почтмейстер, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и дураками. Помещики и отставные чиновники — ниже человеческой глупости. Жена и дочь городничего кокетки, каких… нельзя найти в малом городишке… Купцы и подрядчики сущие разбойники; полицейские чиновники ужас! В этом-то городишке все крадут, берут ... Читать далее...
- Поэзия Ивана Малковича, или современный мир — не жесток!И. Малкович — современный поэт. Автор нескольких поэтических сборников, директор и владелец частного детского издательства. Автор и издатель многих детских книжек. Фактически, благодаря деятельности И. Малковича начали активно издавать книжки для детей. «С ангелом на плечах». Лирический герой «бредет себе одиноко с ангелом на плечах» и «гонит его в спину серый маятник жизни». «А он ... Читать далее...
- Тема проза жизни и поэзияКогда мы слышим словосочетание «проза жизни», то в голове возникают картины из нашей будничной жизни. А при слове поэзия возникает образ чего-то высокого и недостижимого. Некоторые думают, что они слишком далеки от поэзии, но это не так. Достаточно пойти в библиотеку и взять сборник стихов какого-нибудь поэта. При чтении стихов у меня возникает иное чувство, ... Читать далее...
- Поэзия АнненскогоИннокентий Федорович Анненский родился в 1855 г. в Омске, был сыном видного чиновника, образование получил в Петербурге. В тамошнем университете он закончил классическое отделение и был оставлен при кафедре, но обнаружил, что неспособен сосредоточиться на писании диссертации — и стал преподавателем древних языков. Со временем он стал директором Царскосельского лицея, а впоследствии инспектором Петербургского учебного ... Читать далее...
- Современная Гоголю критика о «Ревизоре»«В каком-то городке, излагает содержание комедии Булгарин, городничий, земский судья, почтмейстер, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и дураками. Помещики и отставные чиновники — ниже человеческой глупости. Жена и дочь городничего кокетки, каких… нельзя найти в малом городишке… Купцы и подрядчики сущие разбойники; полицейские чиновники ужас! В этом-то городишке все крадут, берут взятки, ... Читать далее...
- Полемика и критика вокруг комедии «Горя от ума» ГрибоедоваПолемизируя с утверждениями реакционного лагеря, Бестужев и близкие к декабристскому литературному кругу В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов указывали на правдивость изображения в «Горе от ума» барской среды, на самобытность и оригинальность комедии, ее языка. В. Ф. Одоевский особенно подчеркивал оригинальность и русский колорит слога «Горя от ума». «Точно так же справедливо ваше замечание, ... Читать далее...
- Поэт и поэзия в творчестве Б. ПастернакаПоэзия часто говорит о себе сама — устами авторов. Те или иные аспекты поэтического назначения привлекают к себе внимание различных поэтов. В русской литературе эта традация представлена великими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свою оригинальную мысль по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Она явилась следствием его общих мировоззренческих ... Читать далее...
- Ранняя поэзия МаяковскогоДореволюционные стихотворения В. В. Маяковского, помещенные в учебник-хрестоматию и по какой-то причине не датированные — «А вы могли бы?», «Нате!» и «Послушайте!» . В стихотворении «А вы могли бы?» — протест выражен косвенно, пожалуй, только тем, что поэт «смазал карту будня» и «прочел зовы новых губ». А вот стихотворение «Нате!» — яркий пример отвращения от ... Читать далее...
- Поэзия Бунина И. АВ 1895 году Бунин переехал в Петербург, где познакомился с известными писателями Д. В. Григоровичем, В. Г. Короленко, А. П. Чеховым, К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Ф. Сологубом. Он начал переговоры с Горьким о публикации своих произведений в издательстве товарищества «Знание», стал участником литературного кружка «Среда» — и сразу вошел в литературный круг. 1898 ... Читать далее...
- Поэзия родной природыРусских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза экзотических. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего, «ядреного», как сказал Некрасов, воздуха, белой бескрайней пустыни до горизонта тянувшихся снегов, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорого каждому ... Читать далее...
- «Реальная критика» Добролюбова«Реальная критика» теоретически почти ничего не брала на себя в отношении изучения биографии писателя, творческой истории произведения, замысла, черновиков и пр. Это казалось посторонним делом. Добролюбов был прав, восставая против «крохоборства» в критике. Но он ошибочно относил на первых порах к «крохоборам» Н. С. Тихонравова и Ф. И. Буслаева. Добролюбову пришлось пересмотреть свои утверждения, когда ... Читать далее...
Поэзия Ли Бо и Ду Фу: критика