Поэзия любви и смерть

В самих сюжетах Жуковского заключены большие, важные идеи. Через них проступает и отчетливо прослеживается авторская мысль. Чтобы выявить ее яснее, непосредственнее, поэт в некоторых балладах даже намеренно ослабляет сюжет и сосредоточивается на психологическом содержании раздумий, монологов и диалогов персонажей, на чувствах и мыслях, а не на действиях героев.

В «Эоловой арфе», например, весь сюжет сводится только к нескольким событиям, данным к тому же в лирических описаниях. Центральное же содержание баллады раскрывается в диалоге

влюбленных перед расставанием. Поверх истории влюбленных вырастал лирический образ печальной, но неутихающей любви, вечной и неизменной, той, на которой держится и которой освещается жизнь.

Эолова арфа становится символом верности и преданности.

Эти гуманные идеи и настроения легли в основу педагогической деятельности Жуковского. Как бы ни были обеспокоены друзья поэта, он сохранил независимость и в условиях придворной обстановки. Нравственным добродетелям он не изменил.

Напротив, он воспринял свое педагогическое поприще как гражданское служение отечеству.

Будучи монархистом по убеждениям

и признавая законность самодержавия в России, Жуковский, однако, хотел видеть царей более образованными, воспитанными, человечными. Его идеалом был просвещенный абсолютизм, основанный на строжайшем соблюдении законов, одинаково регулирующих права и обязанности царя и народа. Воспитывая наследника, поэт пытался посеять в его душе семена добра, пробудить в нем жажду самоусовершенствования, чувство неудовлетворенности достигнутым и тем побудить к выработке и осуществлению законов, которые бы освободили народ от крепостной зависимости, заставили бы уважать чужие мнения, укрепили бы личные права и достоинство людей,- словом, самосовершенствование представлялось ему действенным путем изменения хода русской истории. Нечего и говорить, что это была трагическая политическая иллюзия.

Надежды Жуковского разбились довольно скоро. Причина гибели этих мечтаний заключалась, как поймет вскоре и сам Жуковский, в несовместимости абсолютной власти, основанной на произволе, с человечностью. Поэт считал, что «человек во всяком сане есть главное», и это обусловило сильные и слабые стороны его гуманизма и его поэзии.

Позиция Жуковского позволила ему избежать роковой утраты независимости и личного достоинства. Когда Жуковский обратился с посланием к Александру I, он утверждал:

От подданных царю коленопреклоненье;

Но дань свободная, дань сердца — уваженье,

Не власти, не венцу, но человеку дань.

Пушкин в 1825 году вспомнил в письме к Бестужеву это послание: «Прочти послание к Александру. Вот как русский поэт говорит русскому царю». Но та же позиция рождала надежды, будто гуманизм может восторжествовать на троне.

Жуковскому не удалось победить ни лени, ни неподвижности ума высокородного отрока; он часто наталкивался на глухое, упорное и тупое своевольство, связанное, конечно, с ощущением безмерности и неограниченности власти.

Идея человечности, которую Жуковский пронес через всю жизнь, одухотворила его лирику. Подверженный философии фатализма, Жуковский размышляет о мимолетности человеческой жизни. Элегия «На кончину ее величества королевы Виртембергской» звучит реквиемом отцветшей молодой и прекрасной душе, каждому человеку, на краткий миг посетившему землю. Жуковский обобщает свою мысль:

Прекрасное погибло в пышном цвете…

Таков удел прекрасного на свете!

Грустное, элегическое настроение обнимает всю жизнь и приобретает характер преимущественной тональности. Печаль посещает поэта не временами или случайно, а становится устойчивой философской и этической оценкой действительности. Но, помня о неотвратимых утратах и мужественно принимая их, Жуковский с тем большим пафосом и патетикой воспевает проблески человечности.

При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою, —

Говорит мудрец Теон, выражая этими словами мысль автора. Жуковский убежден, что «все в жизни к великому средство. ..». Гуманность, по твердой уверенности поэта, разрушает все преграды: имущественные, социальные, эгоистически-корыстные.

Она окрыляет человека и поднимает его над низменным и прозаически-тусклым существованием, ободряя его и помогая преодолеть тяжкие удары судьбы.

Однако, сделав предметом поэзии душу, восславив человечность, Жуковский отвлекся от объективного мира. Личность выступила у него не в своих социально-исторических связях и отношениях, не порождением конкретной действительности, а преимущественно в ее общих человеческих свойствах. Поэтому переживания человека в лирике Жуковского психологически не индивидуальны, а суммарны, обобщенно-абстрактны. Эмоции страстей у поэта почти всегда одинаковы.

Любовь и тоска, например, лишены индивидуальной характерности. Отсюда проистекает известная монотонность лирики Жуковского, подкрепляемая едиными, проходящими через все стихотворения устойчивыми мотивами.

Подобная обобщенность эмоций вытекает из мироощущения Жуковского и отчасти из его философии. Скоротечность человеческой жизни и вечность добра, по мысли поэта, — абсолютное противоречие бытия, которое он стремится примирить. Он полагает, что гуманность, добро не исчезают и не увядают, но лишь изредка посещают земной мир, чтобы напомнить о себе и возбудить в человеке страстное томление по идеалу и совершенству,

Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье…

Они лежат за пределами земного бытия и недостижимы в узких границах нашей жизни, но вселяют в нас высокое желание лететь к ним навстречу. И пока есть это желание, человеческое в человеке никогда не умирает. Разрешение противоречия состоит, следовательно, не столько в том, чтобы обрести искомый идеал, сколько в неистребимой вере в него и в жажде идти за манящим, притягательно прекрасным призраком :

Иль Предчувствие сходило

К нам во образе твоем И понятно говорило

О небесном, о святом? Часто в жизни так бывало:

Кто-то светлый к нам летит, Подымает покрывало

И в далекое манит.

Многие стихотворения Жуковского увлекают, зовут в это прекрасное «далеко». Таковы и «Невыразимое», и «Цвет завета», и «Мина», и «Таинственный посетитель».

После 1823 года лирическая тема любви кончается, и лирическое творчество Жуковского угасает. Теперь Жуковский сосредоточивается на больших эпических произведениях. В этом, конечно, проявился общий процесс литературного развития — на смену поэтическим шли прозаические жанры, но в творчестве Жуковского поворот к эпосу своеобразен.

Жуковский не изменяет стихотворной речи, однако переводит он уже не баллады, а большие эпические поэмы на античные,’ восточные и средневековые сюжеты, пишет русские сказки. Поэт познакомил русскую публику с «Одиссеей» Гомера, с индийским и персидским эпосом и многими другими произведениями, вошедшими в сокровищницу мировой культуры.

Уже пожилым человеком Жуковский обрел семью, женившись на дочери художника Рейтерна. Он поселился в Германии. Но брак лишь в первые годы был счастливым.

У жены Жуковского обнаружилась душевная болезнь, и поэт мучительно переживал обрушившееся на него горе. Порою он признавался, что жизнь для него невыносима и ему хочется умереть.

Смерть пришла к Жуковскому в 1852 году. Согласно завещанию, тело поэта было перевезено из Баден-Бадена в Россию.

В трудной и напряженной жизни Жуковского поддерживала поэзия, которой он был благоговейно предан. Для Жуковского творческое вдохновение — мост между двумя мирами: небесным и земным. Оно примиряет, гармонизирует противоречия жизни, придает им высший смысл.

Но искусство — это и утешение, потому что нигде добро так тесно не слито с прекрасным, как в созданиях человеческой фантазии, нигде человечность не явлена в столь чистом виде, как в поэзии, сочетающей реальность с вымыслом, мысль с чувством. И ничто, конечно, так не врачует тревожную душу, как сладостная гармония стихов.

Этими идеями Жуковского, как и его поэтическими открытиями, будет питаться русская поэзия, усвоит их, разовьет и преобразит. Вот почему Жуковский навечно останется учителем русских поэтов. К Жуковскому обратятся впоследствии и Лермонтов, который в поэме «Мцыри» воскресит стих «Шильонского узника», и Фет, и Александр Блок,

В «Бахчисарайском фонтане» Пушкина есть стихи:

Настала ночь; покрылись тенью Тавриды сладостной поля; Вдали, под тихой лавров сенью Я слышу пенье соловья…

Конечно, в творческой памяти Пушкина отложились строки из приведенного ранее стихотворения Державина «Соловей», слишком разительно их совпадение. Но Державин усвоен Пушкиным через Жуковского. Вся поэтическая стилистика обнаруживает одновременность переживания и выражения, которые у Державина не совпадают.

Пушкинская поэтика была невозможна до Жуковского и без Жуковского. И Пушкин это понимал. «Жуковский, — писал он, — имел решительное влияние на дух нашей словесности…»

Пушкин любил Жуковского — поэта и человека: «Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да еще каким!» Жуковский — убежденный гуманист — вкоренил глубокое нравственное сознание в поэзию. И в этом состоит неоценимая услуга, оказанная им русской литературе.

Юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» уже провидел неувядающую жизнь в потомстве музы своего старшего друга:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

В. Коровин

Источники:

    Жуковский В. А. Эолова арфа: Стихи/Составл., предисл., примеч. и словарь В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. — М.: Дет. лит., 1980. — 254 с.

Аннотация: В книгу включены избранные лирические стихотворения, баллады и повесть в стихах замечательного поэта и переводчика XIX в. Василия Андреевича Жуковского.




Поэзия любви и смерть