Поиски героев романа «Война и мир»

Смысл духовных поисков героев романа «Война и мир» заключается в том, что герои способные к духовной эволюции, которая, по Толстому, является критерием моральной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связи с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии. Главное, что объединяет героев Толстого в их духовных поисках, это то, что они приближаются к народу.

В начале романа князь Андрей ориентируется на идее Наполеона и мечтает о славе, которая даст ему любовь всех людей. С этой

целью он идет на войну 1805-1807 годов. Но его ждут разочарования: в бою под Шенграбеном он видит настоящий героизм капитана Тушина и его батареи, но подвиг солдат остался незамеченным; князь Андрей убеждается в простоте, скромности настоящего героизма.

Когда он лежит на поле битвы с флагом в руках, он видит вечное небо, которое безразлично к тому, что делают эти люди, и герой понимает, что все его стремления ошибочные, что единая ценность, которую имеет человек,- жизнь. Андрей после ранения и тяжелой болезни поворачивается домой, чтобы жить ради семьи. Но умирает его жена, и герой ощущает свою ответственность за эту смерть.

Единое, ради чего он хочет жить, это его сын, отец, сестра. Встреча с Пьером пробудила у Андрея жажду деятельности, он делает существенные изменения в своем имении, улучшая жизнь крестьян, и для такой сильной личности, как князь Андрей, этого мало.

Встреча с Наташею, ее жажда жизни и счастья помогают ему возродиться. Это возрождение Толстой изображает в аллегорическом образе древнего дуба. Князь Болконский возвращается в Петербург, занимается общественными делами, усматривая в этом смысл жизни. Любовь к Наташе помогает герою увидеть искусственность многих общественных деятелей, в частности, Сперанского, их стремление добиться в первую очередь личной, а не общественной цели. Эта любовь дает новый толчок жизни героя, поэтому так тяжело он воспринимает измену Наташе.

Ему кажется, что жизнь приготовила для него лишь разочарование, в глубоком духовном кризисе князем Андреем руководит лишь жажда мести. Отечественная война раскрывает бесполезность его ненависти к Анатолю Курагина. Отечественная война открыла перед князем Андреем огромные возможности его народа. Он сам ощущает себя его частицей.

Перед смертью князю Андрею приоткрываются и другие гениальные в своей простоте вещи: любовь ко всем людям, которая ничего не стремится для себя, умение прощать врагам, гармония жизни. И Толстой понимает, что человек с такими идеальными взглядами не может жить в реальной жизни. Образ князя Андрея — это образ человека, который в своей жизни руководствуется не сердцем, а умом, через это большинство его жизненных ошибок, через это невозможное его счастье с Наташею.

Прозрение героя перед смертью — это награда его ясному уму и победа его сердца.

Не менее сложный путь проходит в духовном развитии и П. Безухов. Главная черта его личности — это жажда жизни и поиск правды. Увлечение идеями Руссо, Наполеоном, масонство отбивают лишь частицу огромной внутренней работы Пьера.

Это герой, который лучше понимает сердцем, его любовь к Наташе, его умению прощать, его беспристрастность делают Пьера одним из наилучших мужских образов литературы XIX столетие. Как и князь Андрей, во время Отечественной войны Пьер приближается к народу, но его соединяет с народом не только общность взглядов, а и самая судьба, даже условия существования. Эта общность судьбы дает Пьеру новое возрождение. Свою любимую героиню Наташу Ростову Толстой соединяет с Пьером Безуховым и награждает их большим личным счастьем, которое для Пьера невозможное без активной общественной жизни.

В духовных поисках героев отбиваются главные проблемы романа: жизнь и смерти, страдание и радости, личного и общественного, счастье и несчастье, свободы и необходимости, войны и мира. Что в мире есть прекраснее за человека? Каждая эпоха по-своему представляет идеал человека. На создание этого идеала влияют разные факторы, большей мерой социальные.

И величайшие фигуры мира человеческого стараются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи. Так, Лев Николаевич Толстой, хотя и верил в человеческую простоту и правду, изображал большое человеческое единство и человека на фоне этого единства, тем не менее, человек эта была представителем господствующего класса. Но все произведения Толстого — зрелого мастера — раскрывали проблемы человека.

Поэтому наиболее весомые фигуры, изображенные автором, проходят через своеобразный психологический взлом. Но конец концом перевесили объективные факторы: жизненный уклад России изменился под влиянием войны 1812 года. Именно этот факт возродил Пьера в тот момент, когда он окончательно убедился в бесполезности своих внутренних усилий.

И перед нами появляется совсем новый герой, закаленный осознаниям близости к народу и преисполненный собственного величия, как человека, причастного к этому народу.

Андрей Болконский значительно раньше просматривает свои бывшие идеалы. На это натолкнули его и военные события, и смерть жены, и связанное с этой смертью чувство ответственности за судьбу близкого человека, и попытки найти себя в привлечении к реформаторской деятельности Сперанского, и неверность Наташи. Но он обогатился очень весомым, это — интерес к простому человеку, к такой, как капитан Тушин. Моральную опору Андрей Болконский нашел в осознании себя как частицы большого целого, имя какому — народ.

Итак, в эпопее «Война и мир» внутренний залог героев зависит от осознания своей значимости и единства с народом.




Поиски героев романа «Война и мир»