Полемика и критика вокруг комедии «Горя от ума» Грибоедова
Полемизируя с утверждениями реакционного лагеря, Бестужев и близкие к декабристскому литературному кругу В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов указывали на правдивость изображения в «Горе от ума» барской среды, на самобытность и оригинальность комедии, ее языка. В. Ф. Одоевский особенно подчеркивал оригинальность и русский колорит слога «Горя от ума».
«Точно так же справедливо ваше замечание, что в сей комедии не разговорный слог,- иронически отвечает он Дмитриеву.- Не постигаю, как можно отважиться писать то, что решительно противоречит
В другом месте В. Ф.
Конечно, литераторы декабристского круга не могли касаться острых общественно-политических вопросов и потому, что комедия не была опубликована’полностью, и потому, что обсуждения не допустила бы цензура. Но знающим обстановку читателям и так основное было ясно! Этим и объясняется ожесточенность полемики.
Возмущенный несправедливой критикой комедии, Бегичев также собрался вступить в полемику. Письмо Бегичева с приложением «антикритики» пошло к Грибоедову. «Ты с жаром вступился за меня, любезный мой Вовенарг. Благодарю тебя и за намерение и за исполнение,- отвечал ему Грибоедов.- Я твою тетрадку читал многим приятелям, все ею были очень довольны, а я вдвое, потому чт^ теперь, коли отказался ее печатать, так, конечно, не от того, чтобы в ней чего-нибудь не доставало.
Но слушай. Я привык тебя уважать; это чувство к тебе вселяю в каждого нового моего знакомца; как же ты мог думать, что я допущу тебя до личной подлой и публичной схватки с Дмитр : личной и подлой потому, что он одною выходкою в В Е не остановится, станет писать, пачкать, бесить тебя, и ты бы наконец его прибил. И все это за человека, который бы хотел, чтобы все на тебя смотрели как на лицо высшего значения, неприкосновенное, друга, хранителя, которого я избрал себе с ранней молодости, коли отчасти по симпатии, так равно столько же по достоинству. Ты вспомни, что я себя совершенно поработил нравственному твоему превосходству. Ты правилами, силою здравого рассудка и характера всегда стоял выше меня.
Да! и коли я талантом и чем-нибудь сделаюсь известен свету, то и это глубокое благоговейное чувство к тебе перелью во всякого моего почитателя. Итак, плюнь на марателя Дмитриева». Грибоедов пишет и В. Ф. Одоевскому в Москву: «Виноват, хотя ты за меня подвизаешься, а мне за тебя досадно.
Охота же так ревностно препираться о нескольких стихах, о их гладкости, жесткости, плоскости, между тем тебе отвечать будут и самого вынудят за брань отплатить бранью. Борьба ребяческая, школьная. Какое торжество для тех, которые от души желают, чтобы отечество наше оставалось в вечном младенчестве!!!» ‘. Таково было отношение самого Грибоедова к критике его комедии.
Блестящую и глубокую характеристику «Горя от ума» дал Пушкин. В своем большом письме Бестужеву поэт отмечает самостоятельность и драматургическое новаторство Грибоедова: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова».
По мнению Пушкина, цель его — «характеры и резкая картина нравов». В образах Фамусова, Скалозуба, Загорецкого, в рассказе Репетилова об английском клубе Пушкин усмотрел «черты истинно комического гения» .
Восторженно встретили комедию декабристы. Для них она явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств, отражением общественно-политической обстановки в России в первой половине 20:х гг. «В период времени с 1820 г. до смерти Александра I,- отмечает декабрист Беляев,- либерализм стал уже достоянием каждого мало-мальски образованного человека. Частые колебания самого правительства между мерами прогрессивными и реакционными еще более усиливали желание положить конец тогдашнему порядку вещей; много также нашему либерализму содействовали и внешние события, как-то: движение карбонариев… отмененный поход нашей армии в Италию, показывавший, что и Россия была готова следовать за Австрией в порабощении народов. Имя Меттерниха произносилось с презрением и ненавистью; революция в Испании с Риего во главе, исторгнувшая прежнюю конституцию у Фердинанда, приводила в восторг таких горячих энтузиастов, какими были мы и другие, безотчетно следовавшие за потоком.
В то же время появилась комедия «Горе от ума» и ходила по рукам в рукописи; наизусть уже повторялись ее едкие насмешки; слова Чацкого «все распроданы поодиночке» приводили в ярость; это закрепощение крестьян, 25-летний срок солдатской службы считались и были в действительности бесчеловечными. «Полярная звезда», поэмы Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко», Пушкина «Ода за свободу» были знакомы каждому и сообщались и повторялись во всех дружеских и единомысленных кружках.
Декабрист А. Бестужев так рассказывает о своих первых впечатлениях от «Горя от ума»: «Я проглотил эти отрывки; я трижды перечитал их. Вольность русского разговорного языка, пронзительное остроумие, оригинальность характеров и это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души» ‘.
В альманахе «Полярная звезда» Бестужев отзывался о «Горе от ума» как о литературном чуде, неслыханном со времени «Недоросля» Фонвизина: «Толпа характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного русского языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание. Человек с сердцем не прочтет ее, не смеявшись, не тронувшись до слез…
Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».
«Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды их политических идей, списки комедии распространялись среди молодежи. В записках декабриста Завалишина указывается, что осенью 1825 г. декабристские «литературные деятели захотели воспользоваться предстоящими отпусками офицеров для распространения в рукописи комедии Грибоедова «Горе от ума». Несколько дней сряду собирались у Одоевского, у которого жил Грибоедов, чтобы в несколько рук списывать комедию под диктовку…» 2. Сам Завалишин повез комедию в Москву и в Казань, декабрист Гангеблов захватил «Горе от ума», отправляясь на Кавказ.
Можно сказать, что как автор «Горя от ума» Грибоедов стал видным деятелем освободительного движения 20-х годов.
Полемика и критика вокруг комедии «Горя от ума» Грибоедова