Экстаз близок к душевной болезни. Недаром больны провидящие глубочайшие истины Кириллов и Идиот. Но ведь и у Ордынова: «порой мелькали мгновения невыносимого, уничтожающего счастья, когда жизненность судорожно усиливается во всем составе человеческом, яснеет прошедшее, звучит торжеством, весельем настоящий светлый миг и снится наяву неведомое грядущее; когда невыразимая надежда падает живительной росой на душу; когда хочешь вскрикнуть от восторга; когда чувствуешь, что немощна плоть пред таким гнетом впечатлений; что разрывается вся нить бытия, и когда вместе с тем поздравляешь всю жизнь свою с обновлением и воскресением». Уже здесь намечена характеристика божественного и больного вдохновения «провидцев». Пусть эти экстатические моменты жизни ненормальны.
Во всяком случае в них и знание и мудрость. Молодой начинающий писатель, Достоевский набрасывает в одном из ранних писем к брату шеллингиански-романтическую теорию «экстатической науки»; в конце своего жизненного пути, в последнем из своих романов, моральное и религиозное укрепление Алеши Карамазова Достоевский рисует как такой же экстатический процесс — сплетение «космического» переживания пред лицом звездного неба и религиозно-вдохновенного сна о «браке в Кане Галилейской». Да! И сны для Достоевского часто приходят из той же высшей сферы, которой причастно, с которой связано человеческое бытие.
Сны героев Достоевского раскрывают глубочайший смысл яви, в снах открывается то, что недоступно бодрствующему сознанию. Ряд таких «вещих» снов проходит через все творчество Достоевского — Голядкин, Прохарчин, Ордынов, Вельчанинов, Свидригайлов, Раскольников, Дмитрий, Алеша, Иван — вот этапы развития этого своеобразнейшего сюжетного приема Достоевского, ни у одного великого писателя в мировой литературе не нашедшего такого широкого и последовательного применения.
Дайджест:
- Понятие моральных норм у Достоевского часть IНе только сладострастие является таким внешним истинному бытию человека принципом, врывающимся в жизнь его сознания. Всякое наслаждение, даже самое непосредственное и примитивное, овладевает человеком как какая-то посторонняя, чуждая ему сила, против которой бессильно высшее в человеке. Таков смысл разговора. Достоевский употребляет и слово «бессознательное» , он часто говорит о «неясном сознании». Так, Ордынову «порой в ... Читать далее...
- «Простота взгляда» Достоевского часть IIВместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не будем прослеживать такой же двойственности в иных сферах душевной жизни, вне сферы мысли. Может быть, это было бы даже и гораздо легче и результаты анализов были бы рельефнее. Остановимся, однако, еще на одном мотиве мировоззрения ... Читать далее...
- «Простота взгляда» Достоевского часть IВ удивительных, но почему-то мало известных «Заметках о простоте и упрощенности» Достоевский дает характеристику «опрощенной», или «упрощенной», идеи, идеи, «попавшей на улицу», идеи того времени, «когда страшно доставалось Пушкину и вознесены были сапоги». «Простота взгляда» есть то, что Достоевского — по его собственному признанию — больше всего поражало в просвещенстве. Эта «простота взгляда» есть «стремительность ... Читать далее...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в «Житие великого грешника» Достоевского часть IIВ учении старца Зосимы у Достоевского есть замечательное место о том, что и в аду можно еще смирением и покаянием получить некое избавление от мук. В православной святоотеческой литературе, поскольку она нам доступна и лишь в той, которую читал Достоевский, мы не нашли этой мысли ни у кого, кроме лишь Иоанна Златоуста, да и то ... Читать далее...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в «Житие великого грешника» Достоевского часть IКоснемся теперь живого прототипа Зосимы оптинского старца Амвросия. Я со знательно опущу то, что взято уже для описания Оптиной пустыни проф. Комарови — чем, хотя и «Житие Льва» использовано им не во всем существенном. «Великий оп — тинский старец иеросхимонах о. Амвросий» родился в 1812 г. и лет на десять пере жил Достоевского. Звали его ... Читать далее...
- По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 3В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. Родиона она уже отпустила в самостоятельную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, поддержать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально ... Читать далее...
- По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 1Ф. М. Достоевский вошел в историю литературы как один из крупнейших русских писателей с мировым именем, мастер создания психологического портрета. В романе «Преступление и наказание» он подробно описывает раскол в душе главного героя, мучительную борьбу двух начал: добра и зла. Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже сама говорящая фамилия главного героя — Раскольников. Ф. ... Читать далее...
- По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 6Примечательно, что любовная линия «Соня и Раскольников» носит в романе характер личностной поддержки. Это прежде всего глубокое романтическое чувство, желание героев помочь друг другу в трудной жизненной ситуации. Не случайно Ф. М. Достоевский подчеркивает «беспокойный и до муки заботливый взгляд», которым Соня смотрит на Родиона. Сцена, в которой Раскольников признается Соне в убийстве, является этапной ... Читать далее...
- По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 2Одним из центральных женских образов в романе является Дунечка — сестра главного героя. Ее характеристику дает мать в своем письме: «Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем». С презрением отвергает она ухаживания Свидригайлова, в доме которого работала гувернанткой. Как и Соня, Дуня в романе сравнивается с ангелом: «Дуня, кроме того ... Читать далее...
- По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 5Важную композиционную роль в раскрытии идеи неотвратимости наказания в романе играет образ следователя Порфирия Петровича. В портрете героя Ф. М. Достоевский подчеркивает необычное выражение глаз, которое контрастирует со всей фигурой. Глаза эти обладают каким-то жидким водянистым блеском и придают герою серьезность. Раскольников сам является к Порфирию Петровичу, чтобы выяснить, знает тот о его визите к ... Читать далее...
- По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 4Разумихин — настоящий друг, человек, который не бросит в беде. Он не жалеет для Родиона самого дорогого — времени, своего невосполнимого ресурса. Именно Разумихин выхаживает и кормит Раскольникова супом, достает ему поношенную одежду и сапоги, которые специально выбирал для друга. Раскольников первоначально отказывается. Гордость мешает ему искренне поблагодарить друга за заботу. Даже тот факт, что ... Читать далее...
- Краткие комментарии о «Житии великого грешника» Достоевского часть IIСам писатель утверждал, что некоторые легенды и, главное, стиль взяты им для жизнеописания старца Зосимы из «Сказания о странствии… инока Парфения», а основные идеи от Тихона Задонского. Но, видимо, здесь наличествует гораздо более сложный комплекс. Тут и учение о церкви А. С. Хомякова, и мысли Вл. С. Соловьева; и Жития святых, и Библия, и св. ... Читать далее...
- Обстановка и пейзаж у ДостоевскогоОбстановка и пейзаж у Достоевского являются одним из способов характеристики персонажа. Окружающая Раскольникова обстановка, его комната, вещи углубляют социальную и психологическую характеристику героя. В сравнении с Тургеневым и Л. Толстым Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая реалистическому анализу внутренний мир и сознание героя, Достоевский умел гениально проследить в самых сложных фактах его душевной жизни исторические процессы и ... Читать далее...
- Краткие комментарии о «Житии великого грешника» Достоевского часть IВ «Житии великого грешника» читаем: «Тихон. О смирении. Все о смирении и о свободе воли». Там же намечена мысль св. Тихона и, главное, Исаака Сирина «о прощении непростимого преступника» . А в отделе, озаглавленном «Главная мысль», писатель замечает, что «После монастыря и Тихона великий грешник с тем и выходит вновь на свет, чтобы быть величайшим ... Читать далее...
- Смысл заглавия романа Достоевского «Преступление и наказание»Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание». Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но ... Читать далее...
- Философский смысл исканий ДостоевскогоФилософский смысл исканий Достоевского станет нам несколько яснее, если мы вспомним о философских соседях Достоевского в русской и европейской мысли. Это-все, отстаивающие глубочайшую реальность человеческого индивидуального бытия, все, кто, в ответ на «уклон» немецкого идеализма к утверждению безликого абсолютного бытия в тех или иных формах утверждали принципы лично-конкретного безусловного бытия. Я думаю, Достоевского мы можем ... Читать далее...
- Проблема вечных моральных ценностей по тексту Д. А. ГранинаВ центре нашего внимания текст знаменитого писателя Даниила Александовича Гранина, в котором описана проблема вечных моральных ценностей Автор задумывается о значении слова «совесть» и говорит, что это важнейшее качество души каждого человека. Ведь оно помогает совершать поступки по честности, по зову сердца, независимо от остального общества. Даниил Гранин говорит, что совесть — это черта духовного ... Читать далее...
- Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры?Сюжеты обоих рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В начале «Бездны» Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но совершенно вдруг сюжет делает резкий ... Читать далее...
- Толкование Достоевским «надсознательного» часть IIИменно «незыблемость» и «чугунность», «неподвижность» есть то, что в сфере духовной жизни безнадежно и бесплодно, больше того — опасно и губительно. Достоевский перенимает у Пушкина выражение «неподвижная идея» и в ряде художественных образов показывает всю губительность «неподвижной идеи» или тех «готовых идей», которые запасаются «как дрова на зиму» , для индивидуума, сознанием которого она овладела, ... Читать далее...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж «Братьев Карамазовых» появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным «Словечки», в поисках характерных выражений для речи героев романа. Давая общую характеристику людям, едва приобщившимся к культуре, Достоевский писал в «Дневнике писателя» ... Читать далее...
- «СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ» часть I«Познать природу, душу, Бога, любовь… Это познается сердцем, а не умом». Достоевский. Письма. «Глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его»? В одном из своих писем к А. Н. Майкову, Достоевский говорит о положительном типе в мировой литературе и о своей мечте создать такой тип. Через все творчество писателя проходит идея о ... Читать далее...
- На тему: Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»Библия — книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и народов. Идеями христианства пронизано и творчество многих известных русских писателей. Библейские легенды, образы использовали Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Булгаков и А. Куприн, А. Ахматова и О. Мандельштам, Шолом ... Читать далее...
- На тему: Замысел романа Достоевского «Бесы»Замысел романа Достоевского «Бесы» Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» был написан во второй половине 19-го века и считается одним из наиболее политизированных и антинигилистических романов автора. Это был шестой роман Достоевского. На его создание повлияли некоторые реальные события, связанные с так называемым «Делом Нечаева». Так, некий С. Г. Нечаев, русский нигилист и революционер, осенью 1869 ... Читать далее...
- Постановка ряда моральных проблем в творчестве ТолстогоТворчество Толстого — великое наследство, оставшееся нам от дореволюционной эпохи, ибо «… в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат». В творчестве Толстого критический реализм сделал новый шаг вперед и достиг необычайной остроты. Толстой создал впервые в мире грандиозное полотно, ... Читать далее...
- Жанровые особенности романов ДостоевскогоПонимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского — свидетельство того, что он объединял в себе как писатель силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В произведениях писателя реалистические сцены страданий объединяются с философской символикой, публицистические газетные факты — с фантастикой, логические абстрагированные категории — с интуитивными элементами. ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги ... Читать далее...
- РОМАН Ф. Г. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»Русская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и трагизме современности, отбивала напряженный поиск общественной и личной правды. Федор Михайлович Достоевский сознавал эту миссию в полной мере, его личная судьба и творчество — это напряженный поиск путей усовершенствования человечества. За его собственным признанием, он ... Читать далее...
- Комментарии к сюжету «Житие великого грешника» ДостоевскогоЧрезвычайно сходно и отношение умиленно «сентиментальное» ко всему миру и к «красе мира» Макара и у Зосимы. Не забудем, что Макар пророчествовал об Аркадии, что он должен будет пострадать ради православной церкви. Макар Долгоруков — первый печатный опыт христианина-учителя, типа народно-православного. В его речах отразились не только Инок Парфений, но и «духовные стихи» и Жития. ... Читать далее...
- Тема «маленького человека» в произведениях Ф. М. Достоевского Достоевский Ф. МТема «маленького человека» в произведениях Ф. М. Достоевского Тема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Имена героев произведений этих выдающихся писателей — Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч — стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций ... Читать далее...
- План сочинения: Язык романа Достоевского «Преступление и наказание»Язык романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в «Преступлении и наказании» принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, ... Читать далее...
Понятие моральных норм у Достоевского часть II