Портрет героя в художественных произведениях разных жанров. Назовите последнее прочитанное вами произ­ведение

Назовите последнее прочитанное вами произ­ведение и решите, какие портреты вы в нем увиде­ли: романтические или реалистические.

Предлагаем ответ семиклассника.

«С интересом прочитал повесть В. Ф. Одоевского «Черная перчатка». Очень колоритен портрет героя повести — Воро­тынского: «…он принадлежал к числу тех людей нового поколения, которые умеют смеяться не улыбаясь и плакать без слез; которых, кажется, ничто не в состоянии ни удивить, ни тронуть — и не из при­творства, а по привычке. Ни одно чувство не выходило

у него наружу, ни одно дви­жение не изменяло непонятной тайне ду­ши его. Он умел о самом горьком чувстве говорить с равнодушною улыбкою, о самом радостном с презрением, которое, каза­лось, заранее отвечало на все вопросы лю­бопытных.

Его обращение было, как и его одежда; просто, без всяких претензий и методически застегнуто. Он был бледен; черные кудрявые волосы оттеняли холод­ные, почти безжизненные черты лица его; лишь иногда какой-то минутный огонь сверкал в его глазах и потухал в ту же ми­нуту. Горе ли было в душе его, или просто светская аристократическая привычка ни­чего не чувствовать, или, наконец, простая фешенебельность,

— разгадать было труд­но: все это так перемешано в новом поколе­нии, которое, кажется, положило себе за правило быть загадкою для всех и, может быть, больше всего для самого себя.

На графиню он произвел удивительное впечатление».

Перед нами типичный портрет романти­ческого героя, состоящий из характерных деталей и черт, которые в соединении со­здают впечатление об особенной загадоч­ности, таинственности, необъяснимости поступков».

Какие портреты, созданные писателями и поэ­тами, представляются вам черно-белыми? Какие вы «видите» в цвете?

Восприятие сугубо индивидуальное, каждый из вас ответит по-разному. Не­которые семиклассники видят в цвете портрет Лизы Муромской, в черно-белом изображе­нии им представляется Адриан Прохоров. Во многом это зависит от воздействия экранизации, которая под­крепляет или даже определяет краски, в которых воспринимается портрет ли­тературного героя.

Какие портреты — созданные художниками или писателями — нам больше запоминаются? Как вы объясните?

Естественно, лучше запоминаются портреты, созданные художниками, их воздействие на зрительное восприятие эффективнее. Когда мы смотрим порт­ретную живопись в музее или в альбом­ных иллюстрациях, то понравившиеся портреты долго не уходят из памяти. К тому же портрет, нарисованный писа­телем, требует домысливания, «дорисо­вывания».

Портрет художника, который тоже требует осмысления, все же пред­стает в готовом виде.

Какой портрет героя художественного произ­ведения отчетливей всего сохранился в вашей памя­ти? Ответ обоснуйте.

Из произведений, читаемых в 7 классе, учащиеся обычно отчетливей запомина­ют портреты Алексея Берестова, Влади­мира Дубровского, Мцыри, Хлестакова. Возможно потому, что они детально опи­саны авторами и в них отражено внутрен­нее содержание. Немалую роль играет и тот факт, что над анализом этих портре­тов работают на уроках.




Портрет героя в художественных произведениях разных жанров. Назовите последнее прочитанное вами произ­ведение