Портретная характеристика персонажей пьесы «Горе от ума»

Людям свойственны не одни пороки и не одни добродетели, как это изображено драматургами XVIII в. Персонажи «Горя от ума» раскрываются многосторонне. Фамусов не только реакционер, ненавистник просвещения — он и любящий отец, и стареющий волокита, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья, вместе с тем самостоятельна, человек твердого характера. «Что такое Репетилов? В нем 2, 3, 10 характеров»,- писал Пушкин. В Чацком отмеченная Пушкиным пылкость сочетается с высоким интеллектом, чувствительностью

и остроумием.

Гончаров убедительно показал психологическую правдивость личности Чацкого и всей его драмы.

Важно отметить, что методом типизации у Грибоедова служит не психологический анализ, имеющий для него важное, но все же не основное значение. Драматург большее внимание уделяет характеристике моральных качеств и особенностям взглядов персонажей комедии, чем их психологическим переживаниям, это было свойственно писателям-просветителям. Он не отказывается также и от нарочитой подчеркнутоеTM, заостренности в изображении отрицательных типов, как, например, Скалозуба, Молчалина, Загорецкого.

Тем ярче

раскрывается их сущность. В этом отношении Грибоедов использовал лучшие достижения сатирической литературы XVIII в. Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает индивидуальные свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портретность персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты,- писал драматург,- входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий». «Все действующие лица пьесы кажутся нам как будто знакомыми,- писал в 1830 г. журнал «Московский телеграф».- Это галерея вымышленных портретов, в которых мы Видим такую выразительность, что каждый из нас, глядя на оные, старается угадать, с кем они схожи.

Это доказывается тем, что многие до сих пор приискивают подлинников для сих чад фантазии Грибоедова».

И не случайно современники, а позднее многие исследова-гели отыскивали прототипов грибоедовских персонажей в барской Москве его времени.

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX в. Чацкий, явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия. Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма, грубого солдафонства. Даже в нашем социалистическом обществе черты молчалинства, фамусовщины еще встречаются как пережитки старого мира.

Существенно, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию. В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты: рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух политических лагерей в русском обществе эпохи декабристов.

В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой декабристской дворянской молодежи.

Грибоедов сумел дать картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности того времени, выявить основной конфликт эпохи. Вместе с тем комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных людей, с личными отношениями его главных героев. Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своем конкретном содержании, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с общественными пороками.

При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все усиливающейся борьбе между противоположными сторонами.

Конфликтом комедии обусловлена и ее композиция. Она построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы.

«Ты находишь главную погрешность в плане,- писал Грибоедов,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению, девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих… Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича.

Что же может быть полнее этого?..» . Опровергая замечания Катенина по поводу того, что в «Горе от ума» сцены произвольные, Грибоедов указал, что сюжет комедии был подсказан ему самой жизнью.

Вместе с тем «Горе от ума» никак не относится к числу тех пьес, ход действия и развязка которых могут быть заранее предугаданы. Сам Грибоедов с пренебрежением относился к такой драматургии. «Я, когда по первой сцене угадываю десятую, раззеваюсь и вон бегу из театра»,- писал он. Вплоть до заключительной фразы Фамусова «Горе от ума» воспринимается со все возрастающим вниманием и напряжением.

Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В. К. Кюхельбекером. Возражая против упреков некоторых критиков, что в комедии Грибоедова якобы нет действия и завязки, Кюхельбекер записывает в своем дневнике: «…не трудно было бы доказать, что в этой комедии гораздо более действия или движения, чем в большей части тех комедий, которых вся занимательность основана на завязке.

В «Горе от ума» точно вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам… Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов,- и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте — новость, смелость, величие того поэтического соображения, которого не поняли ни противники Грибоедова; ни его неловкие защитники».

Указывая на своеобразие построения «Горя от ума», П. А. Вяземский писал: «Самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширил и границы самого искусства». Это также явилось завоеванием реализма в драматургии.




Портретная характеристика персонажей пьесы «Горе от ума»