«Портретная характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор»

Гоголь честно предупреждал актеров в авторском описании, что главный герой — самый трудный образ во всей пьесе. Хлестакову тяжело постичь многие вещи в мире, он недоволен жизнью, но не может осознать причину своих бед. В таком характере проявились многие низменные черты ничтожного и злого человека.

Сам Гоголь не пожалел для Хлестакова эпитетов: «пустейший, говорит и действует без всякого соображения, не может остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Даже портрет его описывает ничтожную личность: «невзрачный, худенький,

тоненький, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями».

Чин его самый низкий — коллежский регистратор, который только и умеет, что переписывать бумаги. Да и то, «делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Герой не привык ни в чем себе отказывать: «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Поэтому счастливый случай, позволивший Хлестакову чувствовать себя значительным и важным, вполне допускают чиновники и он сам — без ума и усилий стать главой департамента.

Хлестаков много рисуется перед провинциалами,

его речь витиеватая и пересыпана французскими словами. В обычной жизни без брани он не обходится: обзывает соседей-помещиков, трактирного хозяина и его слугу. Получив от чиновников уездного города радушие и деньги, Хлестаков и в письме к другу описывает их оскорбительными словами: «свинья в ермолке»; «матушка готова на все услуги»; «глуп, как сивый мерин».

С просителями он ведет себя по-разному — женщин сразу же бесцеремонно выпроваживает; а с купцами, у которых намеревается занять денег, обращается любезно и обещает исполнить просьбы. Вообще, его высокомерная барственность много раз сменяется в пьесе услужливостью и заискиванием, когда ему что-то нужно. Но, получив свое, Хлестаков снова становится неуважительным и грубым.

Это персонаж общечеловеческий, но именно в николаевскую эпоху случился расцвет подобных героев. Люди видят ничтожную личность, но чин затмевает в глазах окружающих все: разум, логику и жизненный опыт.




«Портретная характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор»