«Портретная характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор»
Гоголь честно предупреждал актеров в авторском описании, что главный герой — самый трудный образ во всей пьесе. Хлестакову тяжело постичь многие вещи в мире, он недоволен жизнью, но не может осознать причину своих бед. В таком характере проявились многие низменные черты ничтожного и злого человека.
Сам Гоголь не пожалел для Хлестакова эпитетов: «пустейший, говорит и действует без всякого соображения, не может остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Даже портрет его описывает ничтожную личность: «невзрачный, худенький,
Чин его самый низкий — коллежский регистратор, который только и умеет, что переписывать бумаги. Да и то, «делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».
Герой не привык ни в чем себе отказывать: «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Поэтому счастливый случай, позволивший Хлестакову чувствовать себя значительным и важным, вполне допускают чиновники и он сам — без ума и усилий стать главой департамента.
Хлестаков много рисуется перед провинциалами,
С просителями он ведет себя по-разному — женщин сразу же бесцеремонно выпроваживает; а с купцами, у которых намеревается занять денег, обращается любезно и обещает исполнить просьбы. Вообще, его высокомерная барственность много раз сменяется в пьесе услужливостью и заискиванием, когда ему что-то нужно. Но, получив свое, Хлестаков снова становится неуважительным и грубым.
Это персонаж общечеловеческий, но именно в николаевскую эпоху случился расцвет подобных героев. Люди видят ничтожную личность, но чин затмевает в глазах окружающих все: разум, логику и жизненный опыт.
«Портретная характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор»