«Портреты и только портреты входят в состав комедии…»
Белинский писал, что «комедия Грибоедова отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый, затертый механизм старинной драмы». Точно так же отверг драматург и классицистский принцип обрисовки действующих лиц. Характеры, созданные Грибоедовым, неоднозначны: в каждом из них смешано хорошее и дурное.
Так, например, Фамусов в комедии предстает в самых различных ролях. Во-первых, это важный московский барин, достаточно крупный и влиятельный государственный чиновник. Как заметил Белинский, «это гоголевский городничий
Знатность, вследствие чинов и денег, — вот его идеал жизни». Фамусов — типичный московский чиновник, озабоченный лишь собственной карьерой, положением в обществе, при случае не брезгующий лестью и подхалимством. Недаром идеалом Павла Афанасьевича является покойник-дядя, Максим Петрович, который однажды, как шут, потешал придворное общество на светском рауте, но зато потом — «пред всеми знал почет». Фамусов — бюрократ и формалист. Чтобы не накопилось много дел, у него заведен обычай: «подписано, так с плеч долой».
Думается, при случае Павел Афанасьевич не брезгует
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве… «Радение» Павла Афанасьевича на службе весьма красноречиво обрисовывается им самим в разговоре со слугой: «К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу, я должен у вдовы, у докторше, крестить». В жизни Павел Афанасьевич очень уважает родство: При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку! Воплощая в себе «век минувший», Павел Афанасьевич ненавидит образование, науки, считая, что в них все зло. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», — заключает он, глядя на Чацкого. Будучи консерватором, Фамусов не приемлет никаких нововведений. Вольнолюбивые настроения Чацкого, его обличительные речи, критика общественных порядков — все это порядком пугает Павла Афанасьевича.
Услышав на балу сплетню о сумасшествии Чацкого, он ни на минуту не сомневается в услышанном. Для Фамусова безумие Чацкого — это его инакомыслие: Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, — и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!.. Однако Грибоедов изображает Фамусова и в других ролях. Павел Афанасьевич — заботливый отец.
Оставшись вдовцом, он сам с детства воспитывает дочь, дает ей неплохое образование — Софья любит читать, говорит правильным литературным языком. Думая о будущем дочери, мечтая о приличной партии для нее, Павел Афанасьевич по-своему заботится о Софье: Теперь… да в полмя из огня:
Тот нищий, этот франт-приятель;
Объявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом! Фамусов — хлебосольный московский барин, он по-русски гостеприимен, по-своему отзывчив. В его доме с детства воспитывался Чацкий, сын покойного друга Фамусова. Павел Афанасьевич по-своему патриотичен.
Как и Чацкий, он выступает против засилья в России всего иностранного, против подражания французам. Застав Молчалина рядом с комнатой Софьи, он искренне возмущается: Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! Фамусов — настоящий философ, он достаточно умен, проницателен. Речь его меткая, образная, остроумная, очень подвижная. Множество высказываний Фамусова в комедии стали афоризмами: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Таким образом, характер Фамусова в комедии обрисован подробно и многосторонне: это и важный чиновник, и заботливый отец, и по-русски хлебосольный, гостеприимный хозяин, и старый волокита, и истинный философ, остроумный человек, носитель образной, подвижной, меткой речи.
Характер Молчалина в комедии не столь многогранен. Историю этого персонажа мы узнаем из разговора Фамусова с Софьей: Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство… Алексей Степанович довольно быстро освоился в доме Фамусова, подкупая всех обитателей его своей скромностью, молчаливостью. «Уступчив, скромен, тих», «чужих и вкривь и вкось не рубит», «в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких» — так Молчалина характеризует Софья. Алексей Стенаныч всегда вежлив и любезен с окружающими. Софья рассказывает о нем Чацкому: Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел; При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. А между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог; Мы резвимся, хохочем, Он с ними целый день засядет, рад не рад, Играет…
Каковы же мотивы поведения Молчалина? Свою жизненную философию он раскрывает в разговоре с Лизой: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была. Молчалин далеко не глуп. Напротив, как замечает Белинский, он «умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах», Действуя в соответствии со своим «имиджем», Молчалин прикидывается влюбленным в «угоду» Софье. Здесь он становится нежным и романтичным: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…
Однако, оставшись наедине с Лизой, Молчалин сбрасывает маску романтического влюбленного: он откровенно волочится за ней, цинично рассуждая о достоинствах Софьи, которую любит «по должности». С. Яблоновский писал, что Молчалин — истинный «виртуоз в науке страсти нежной. С Лизой он будет проявлять чувственность и соблазнять ее подарками, а с Софьей, — о, тут целая симфония…» Мотив «Максима Петровича», берущий начало в комедии н образе Фамусова, получает окончательное, полное завершение в образе Молчалина. Лесть и подхалимство — вторая натура Молчалина.
Мотив «Максима Петровича», мотив падения реализуется в поведении этого персонажа и в буквальном, и переносном смысле: это и падение Молчалина с лошади, и нравственное падение его в финале комедии. Помни, что Софья слышала его разговор с Лизой, Молчалин бросается перед ней на колени: «Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..» Однако Софья больше не верит своему возлюбленному. В этом «безверии» героини угадывается отсутствие подлинных, глубоких чувств.
Именно поэтому она остается гордой и непреклонной в финале комедии: Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я не слыхала.
«Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника…», — писал Белинский. Однако, думается, героиня лишь думает, что любит Молчалина, «лишь играет в роман». Таким образом, тема чинопочитания, лести раскрывается в комедии в жизненных историях двух персонажей — Фамусова и Молчалина.
Уверенной рукой мастера созданы характеры не только типические, но глубоко самобытные и оригинальные.
«Портреты и только портреты входят в состав комедии…»