Последние трагедии Шекспира
Шекспир не знает устали. «Чернильница его дымится, как кратер». Так напишет о нем к трехсотлетию со дня рождения Шекспира французский писатель Гюго. Вслед за «Макбетом» появляется на свет трагедия «Антоний и Клеопатра» . Затем еще несколько трагедий на античные сюжеты: «Троил и Крессида» , «Корио-лан» , «Тимон Афинский» . В эти же годы он пишет комедии «Мера за меру» и «Конец — делу венец». Не бесстрастное исследование древности и воспроизведение исчезнувших времен и народов влечет Шекспира.
Его задача
Золото. Деньги. Их тлетворную силу Шекспир видел и раньше.
Вот золото, гораздо худший яд И корень пущих зол и преступлений, Чем этот безобидный порошок, Не ты, а я даю тебе отраву,- говорил Ромео аптекарю, покупая у него яд.
За неуплаченный долг ростовщик Шейлок требовал расплаты мясом живого человека. О том, как бы потуже набить кошелек, постоянно заботился
Что вижу я? Как! Золото! Металл, Сверкающий, красивый, драгоценный! Тут золота довольно для того, Чтоб сделать все чернейшее белейшим, Все гнусное прекрасным, всякий грех Правдивостью, все низкое — высоким, Трусливого — отважным храбрецом, Все старое — и молодым, и свежим
Золото, богатство, дух наживы приводит к тому, что все в мире идет наоборот, становится на голову, как о том пел шут короля Лира. В этом монологе Тимона уже содержится в концентрированном виде та тема, которая спустя два столетия развернется во всю ширь в европейской литературе — в книгах Бальзака и Диккенса, Толстого и Достоевского, Флобера и Золя и многих других больших писателей. Монолог Тимона Афинского будет цитировать в своих трудах Карл Маркс, приводя его как пример глубокого пони-мания сущности денег, их извращающей силы.
В последних своих пьесах, написанных с 1609 по 1612 г., Шекспир как бы прощается с театром, как бы оглядывается на пройденный путь. «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». В этих пьесах уже нет прежнего накала страстей, сгущенной грозовой атмосферы. Кажется, будто, взойдя на вершины, Шекспир поднялся над тучами и оттуда, с вышины, бросает взгляд на мир с его превратностями, грозами, обманами и радостями.
Трагедия сочетается в его последних пьесах с комедией, горькая правда с волшебной сказкой, драматическое действие с феерией. Перемены в его творчестве объясняются и тем, что Шекспир был вынужден приспосабливаться в эти годы к вкусам иной публики, чем та, к которой он привык за долгое время работы в общедоступном театре. Общедоступные театры еще существовали в Англии, но уже перестали быть центром живой, пытливой мысли. Их теснили со всех сторон.
Они были не по душе и верхушке дворянства во главе с королем, и врагам аристократии — пуританам. Труппа Шекспира перешла в ведение королевского двора и выступала теперь главным образом в закрытом театре. Годы расцвета общедоступного театра в Англии остались позади.
И Шекспир навсегда простился с театром.
В 1613 г., на пятидесятом году жизни, Шекспир оставил Лондон, покинул сцену и переехал в Стретфорд. Больше он не написал ни одного произведения. В Стретфорде жила его семья, которой он постоянно помогал, работая в Лондоне. Отец уже умер. Умер и сын Шекспира.
В живых остались жена и две дочери. Старые долги отца были давно уплачены. Шекспир стал одним из самых богатых и уважаемых горожан Стретфорда.
Он мог спокойно работать в своем саду, и он усердно сажал в нем деревья. Иногда его навещали старые друзья — литераторы, актеры и за кружкой эля они вспоминали былое. На вид Шекспир был еще крепок и бодр, но, надо думать, здоровье его было подорвано. В 1616 г. он скоропостижно скончался.
Его похоронили в Стретфорде. И сейчас там цел его дом; паломники из всех стран мира посещают его. Сочинения Шекспира были впервые собраны и изданы, вероятно, его друзьями-актерами через семь лет после его смерти.
Предисловие к книге написал замечательный драматург того времени Бен Джонсон. «Душой века» назвал он Шекспира.
Душа века трепещет в драмах Шекспира и, возвышаясь над своим веком, находит отклик в других веках и поколениях.
Последние трагедии Шекспира