Последний и самый значительный этап в жизни князя Андрея и Пьера

Стремясь к полезной деятельности, Андрей Болконский едет в армию. В войне 1805 г.. активность героя связана с честолюбивыми мечтаниями о славе, своем «Тулоне». Его кумиром был Наполеон как личность деятельная и сильная. Это увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала XIX в. Однако раненный под Аустерлицом, глядя на «высокое», «бесконечное» небо над полем битвы, Болконский думает о том, что все человеческое в сравнении с прекрасной природой — суета и обман.

Андрей убеждается

в мелочности своих представлений о славе.

Наступает душевный кризис, совпавший со смертью жены. Андрей приходит к отрицанию общественных форм жизни. Он решает заняться хозяйством, воспитывать сына. «Жить для себя… вот вся моя мудрость теперь»,- говорит он.

Но человек высокой культуры, глубоких чувств, Андрей Болконский не мог отрешиться от мира, уйти в себя. Встреча с Наташей в Отрадном вновь пробуждает в нем жажду деятельного добра. Князь Андрей ощущает прилив энергии, осознавая, что жизнь в 31 год еще не кончена. Эта перемена подчеркнута символическим описанием старого дуба, который, хотя и поздно, распустил

пышным шатром свои могучие кроны. Он едет в Петербург, сближается со Сперанским, принимает участие в работе Комиссии по составлению новых законов.

Но вскоре Болконский убеждается в том, что реформистские затеи Александра I и Сперанского мало что могут дать. Работа в Комиссии ему показалась «праздным делом». Разрушаются надежды и на личное счастье. Наташа, с которой князь Андрей был уже обручен, увлекается красавцем Анатолем.

Болконский переживает глубокую душевную драму. Как и в первой части эпопеи, это подчеркнуто описанием неба. Всегда просторное, таинственное, оно кажется теперь князю Андрею плоским, лишенным былой привлекательности.

Последний и самый значительный этап в жизни князя Андрея связан с грозными событиями 1812 г. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский испытывает чувства, которые разделяют народ и армия. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек; солда-1ы называли его «наш князь», любили за храбрость.

Князь Андрей начинает осознавать, что главное назначение человека — в служении интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей — человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пойдут на сближение с декабристами.

Грудные испытания выпали на долю Пьера. Поначалу он как и князь Андрей, далек от народной жизни. Для чего жить?

Какая сила управляет всеми?» Ответы на эти вопросы он ищет всюду: «в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки, все обманули его». Действительно, достаточно вспомнить неудавшееся намерение Пьера облегчить жизнь крестьян путем устройства для них больниц, приютов, школ, чтобы понять, как трудно было герою найти верную дорогу, не порывая с дворянским обществом.

Ответы на свои вопросы Пьер нашел, подобно князю Андрею, в 1812 г. Как и все честные люди, он не мог быть безучастным к судьбам родины. Когда после Бородинского сражения русские войска вынуждены были оставить Москву, Пьер понял, что его мечта «участвовать в народной защите Москвы» стала «необходимостью и неизбежностью», поэтому он должен остаться в городе, «встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». Однако герой действует неосмотрительно и попадает в плен.

Здесь происходит его встреча с Платоном Каратаевым, простым солдатом с крестьянским мышлением, который помог ему понять смысл жизни.




Последний и самый значительный этап в жизни князя Андрея и Пьера