Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем

Возможно, еще на каторге, куда Достоевский был сослан в 1850 году как государственный преступник, у писателя зародилась мысль об «идейном преступлении», разрешившем себе кровь по совести. Мучила Достоевского и мысль о «наполеонах», присвоивших себе право на гибель миллионов людей.

В 1866 г. был напечатан роман «Преступление и наказание» . Достоевский подчеркивал современность своего романа. «Действие современное, в нынешнем году», — писал он Каткову в сентябре 1865 года. Достоевский считал, что главное обаяние личности Раскольникова

в том, что он «сознает и судит мир».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга… После сцены убийства практически сразу начинается наказание преступника. Весь дальнейший ход романа является опровержением теории Раскольникова.

От убийства до признания проходит всего месяц. Борьба с самим собой не прекращается

ни на минуту. И все время «за кулисами» ощущается присутствие Порфирия Петровича, хотя они встречаются за все время всего три раза.

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Место следователя в романе — это постоянные подсмеивания над главным героем при всей серьезности отношения к нему.

Раскольников никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака.

Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в шутейном тоне и форме, и форма-то больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика.

Против этого принижения Родион восстает и на этом попадается.

Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетерпимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

И лишь когда приходит к Раскольникову на квартиру, следователь не смеется, не подхихикивает, и этим снимает маску и добивает Раскольникова. Он откровенно обвиняет его и предлагает явиться с повинной, хотя арестовать не может из-за отсутствия Доказательств. Он уверен, что у Раскольникова все наладится со временем-, что ему «давно уже воздух переменить надо», что ему просто необходимо пострадать — это его излечит.

Прощаясь, советует Раскольникову, ежели он надумает покончить самоубийством, оставить «краткую, но обстоятельную записочку» в две строчки, поскольку так «благороднее будет-с».

Измотанный страхом разоблачения, Раскольников пересматривает если не саму свою теорию, то свое место в ней: «.. .Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел.

«Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой,

— и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!..» — прошептал он в отчаянии.

Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию:

«Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»

Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмешила его:

«Наполеон, пирамиды, Ватерлоо — и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, — ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: «полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке»! Эх, дрянь!..»

Читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.

Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гуманиста.




Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем