Постмодернистское пространство
Постмодернистское пространство создается либо путем универсализации, когда моделируется космическое пространство, либо в результате гиперболизации определенной реалии социальной жизни. Восприятие мира как хаоса в литературе русского постмодернизма проявляется в натуралистически подробном изображении всех язв и пороков советской и постсоветской действительности — только язв и только пороков.
Этой эстетической задаче соответствует и особое пространство, которое Л. Петрушевская очень точно определила в знаменитом высказывании:
Ерофеева развивается в психиатрической клинике, где больных избивают, морят голодом, пытают, а порой и забивают насмерть.
Немногим от психбольницы отличается описанная В. Пьецухом в романе «Новая московская философия» коммунальная квартира, захламленная, заросшая многолетней грязью, где бродят полчища тараканов, а люди боятся выходить на кухню.
Новые принципы организации художественного времени и пространства обусловлены, по определению И. Ильина, тем, что в постмодернизме «все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. восприятие человека объявляется обреченным на «мультиперспективизм»: на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность»
Постмодернизм — явление, развивающееся крайне неравномерно. Постмодернизм занял господствующее положение в литературах, имеющих богатый опыт модернизма. И. Скоропанова замечает, что, хотя постмодернизм впервые возник в Америке, откуда пришел в европейскую культуру, «следует отметить феномен опережающего его появления в литературах ряда стран, еще не вступивших в эпоху постмодерна.
Таковы, например, русская, польская, македонская литературы, в которых наличествовали тенденции к культурной открытости, космополитизму, существовали зачатки нового мышления» . Именно поэтому, делает вывод И. Скоропанова, можно говорить о западной и восточной модификациях постмодернизма.
Западная концепция постмодернизма отличается некоторым теоретизированием и близостью к структурализму. Почти обязательным атрибутом постмодернистских текстов являются рассуждения о процессе написания данного произведения, причем авторы апеллируют к работам теоретиков структурализма и постмодернизма — Ролану Барту, Мишелю Фуко, Жаку Деррида, — объясняя читателю, воспитанному на реалистической литературе, невозможность в современных условиях писать в традиционной манере. Это свойственно таким авторам «постмодернистского романа», как Д. Фаулз, А. Роб-Грийе, Х. Кортасар.
Более того, многие теоретики для подтверждения своих гипотез создают художественные тексты, иллюстрирующие теории повествования. Признанный классик постмодернизма Умберто Эко, создавший «хрестоматийные» постмодернистские романы «Имя розы», «Маятник Фуко» и «Остров Накануне», является профессором семиотики.
И. Ильин считает, что симбиоз художественного вымысла и литературоведения отражает глубинное недоверие к логике как воплощению рационального познания мира, лежащее в основе постмодернистского сознания.
Постмодернистское пространство