Построение и художественный стиль блистательной по комедии Недоросль

Блистательная комедия «Недоросль», написанная выдающимся драматургом Д. И. Фонвизиным, отличается богатым идейно-тематическим содержанием, которое воплощено в великолепную художественную форму. Автором был создан стройный план комедии, где мастерски переплетаются картины бытовой жизни в поместье с раскрытием взглядов героев. Фонвизин описал своих героев с большой тщательностью, причем не только главных персонажей, но и второстепенных, таких, как учителя, Еремеевна, портной Тришка.

В каждом герое автор раскрывает новую сторону

действительности, не повторяясь нигде.

Герои комедии изображаются автором с точки зрения гражданской позиции, драматург высказывает свое отношение к людям, которых изображает. К одним он относится с гневным негодованием, язвительно смеется над ними, другие вызывают у него веселую насмешку, а к третьим он относится с большой симпатией. В «Недоросле» Фонвизин выступает глубоким знатоком характера человека и человеческого сердца.

Автор мастерски раскрывает внутреннюю жизнь героев, изображает их отношение к людям, их поступки.

Для этой же цели используются в произведении ремарки, так называемые авторские

указания актерам: «с досадой», «от робости запинаясь», «испугавшись», «в восторге», «с нетерпением», «со злобою», «задрожав и грозя» и т. д. В русских произведениях XVIII века такие ремарки были нововведением.

В комедии чувствуется соединение двух художественных стилей: классицизма и реализма, в произведении прослеживается стремление к правдивому изображению жизни. Герои в комедии изображаются тоже реалистично. Особенно это проявляется в изображении отрицательных действующих лиц. Они являются типичными представителями своего класса, показаны эти персонажи широко и разносторонне.

Мы видим в них живых людей, они не олицетворяют какое-то отдельное качество, как это было принято в произведениях классицизма. Имена Простаковой, Митрофанушки, Скотинина благодаря своей жизненности превратились в нарицательные. Положительные образы изображаются в комедии более схематично, но и они не лишены жизненности.

Правила классицизма как художественного стиля нарушаются даже в построении комедии. В произведениях классицизма не совмещалось комическое и драматическое, веселое и грустное. В классической комедии смех был направлен на исправление нравов.




Построение и художественный стиль блистательной по комедии Недоросль