Повесть о Брунцвике

К чешскому источнику восходит и очень популярная у себя на родине повесть о Брунцвике, переведенная у нас во второй половине XVII в., несомненно, с чешского оригинала. В основе ее лежит немецкая повесть XIII в. о Рейнфриде Брауншвейгском, переложенная в XIV в. в Чехии в стихи, а затем, в следующем столетии, со стихов в прозу, образовав две народные книги — о Штильфриде и его сыне Брунцвике. На русский язык переведена была лишь книга о Брунцвике.

Повесть изобилует разнообразными чудесами и приключениями, выпадающими на долю Брунцвика.

Став после

смерти отца чешским королем, он из жажды рыцарских подвигов отправляется с тридцатью спутниками на семь лет в морское странствие, оставив дома молодую жену. В море он терпит кораблекрушение, постепенно лишается всех своих спутников, которые погибают; зашитый дядькой в конскую шкуру, он переносится птицей «ногом» в далекие страны. Странствуя по горам, Брунцвик помогает встретившемуся ему льву одолеть десятиглавого огнедышащего змея.

С того времени лев не покидает Брунцвика. Вместе со львом Брунцвик отплывает в некий город, населенный чудовищами — людьми одноногими, одноглазыми, песьеглавцами и т. п.

У тамошнего царя Олимбриуса глаза спереди и сзади, на руках же у него по восемнадцати пальцев. Царь обещает Брунцвику помочь вернуться в его отечество, если он освободит царскую дочь Африку, похищенную драконом-василиском.

Победив при помощи льва чудовищ, охранявших ворота сказочного по богатству и красоте города, в котором жил василиск, Брунцвик побил затем при содействии льва несметное количество гадов и змей, населявших город, а затем и самого василиска с восемнадцатью хвостами.

После этого он увозит к ее отцу красавицу Африку, имеющую два змеиных хвоста вместо ног и превращающуюся днем в змею, а ночью принимающую человеческий облик. Против своей воли Брунцвик берет себе в жены Африку, но затем, найдя меч-кладенец, посе-кает им все царство Олимбриуса, его самого и его дочь Африку и вместе с львом на корабле уплывает к себе на родину. По пути Брунцвик испытывает ряд приключений, видит много чудесного, жизнь его часто подвергается опасностям, но его выручает меч-кладенец.

В свою землю Брунцвик попадает после того, как прошло семь условленных лет, в течение которых его должна была ждать жена, готовящаяся теперь к новому браку. Переодетый в каличье платье, Брунцвик, неузнанный, попадает к себе в дом и видит там свою жену рядом с женихом.

Бросив в кубок с вином перстень жены, который он получил от нее при отъезде, он удаляется с пира. По перстню и по надписи, сделанной Брунцвиком на воротах дома, узнают, кто был удалившийся незнакомец. Жених пускается вдогонку за Брунцвиком, но вместе со своими спутниками гибнет, сраженный мечом-кладенцом и растерзанный львом. Через некоторое время Брунцвик вновь возвращается в свой дом и соединяется с женой, устроив пир на весь город и всех щедро одарив. На королевском гербе, на котором ранее было изображение орла, теперь рядом с орлом по повелению Брунцвика изображен был и лев.

Прожив после этого в полном благополучии тридцать лет, Брунцвик умирает. Наследниками его становятся двое его сыновей. Лев не мог пережить своего господина и в тоске по нем, придя на его гробницу, умер.

Возвращение мужа к своей жене после условленного срока в образе странника, когда жена собирается выйти замуж за другого, узнавание мужа женой по перстню, опущенному в кубок с вином, наконец, расправа мужа с женихом — все эти мотивы присутствуют в широко распространенном сюжете — муж на свадьбе своей жены. В частности, эти мотивы налицо в многочисленных вариантах былины о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.




Повесть о Брунцвике