Повесть о капитане Копейкине. Мертвые души. Часть 5
По идейному содержанию к теме народа близко примыкает «Повесть о капитане Копейкине, облеченная в форму рассказа почтмейстера и как
Бы стоящая вне сюжета поэмы. Однако сам Гоголь очень дорожил этой повестью, и запрещение ее цензурой нанесло ему тяжелый удар. «Уничтожение Копейкина,- писал Гоголь,- меня сильно смутило. Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которой я ничем не в силах залатать и защить».
Цензура запретила повесть за резкое разоблачение а пища-родной, сущности, дворянско-чиновничьего государства.
В
Дальше следовало такое продолжение повести. Капитан Копейкин «набрал из разных беглых солдат шайку престрашную» и начал разбойничать в рязанских лесах. «По дорогам никакого проезда нет, и все это… устремлено на одно только казенное. Если проезжий по какой-нибудь, т. е. своей, надобности
А как только какой-нибудь фураж казенный, провиант или деньги, словом… все, что носит, так сказать имя казенное, спуску никакого». Повесть заканчивалась тем, что капитан Копейкин уезжает за границу и оттуда посылает царю письмо, в котором просит не преследовать его сотоварищей.
Герой войны, защитник родины, превратившийся по «необходимости» в разбойника,- таким был изображен Копейкин в первом варианте повести. Капитан Копейкин вырастал в борца против несправедливости самодержавно-помещичьего строя. Что бы все-таки провести повесть через цензуру, Гоголь переделал ее, смягчив ее резкость и отбросив рассказ о деятельности Копейкина как атамана разбойников.
Но и в окончательном тексте повести ярко показан правящий Россией чиновный Петербург, глухой к страданиям лишившихся всяких средств к существованию защитников родины.
Повесть о капитане Копейкине. Мертвые души. Часть 5