«Повесть о разорении Рязани Батыем» один из шедевров древнерусской литературы

Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего и героической самоотверженности рязанцев. «Повесть» проникнута глубоким патриотизмом, и это не могло не волновать древнерусских читателей. Патриотизм «Повести» близок и понятен читателям и нового времени.

Художественная сила «Повести» заключена в той искренности, с какой автор описывает героизм рязанцев, в том сочувствии, с каким он рассказывает о бедах Рязанской

земли. «Повесть» отличается высоким литературным совершенством.

Это, в частности, проявилось в том, что автор сумел объединить в едином, цельном повествовании героического характера устно-эпические по своему происхождению эпизоды и мотивы с высокой книжной культурой.

Летописные повести об осаде и гибели русских городов. Описания героической борьбы русского народа с монголо-татарскими захватчиками дошли до нас в рассказах об обороне и других городов, подвергшихся нападению и разгрому. Это либо краткие летописные записи о захвате врагом того или иного города, либо небольшие летописные повести.

Во

многих из них ощущается рассказ очевидцев батыевщины.

Описание осады и захвата Батыем Владимира имеется и в Лаврентьевской и в Ипатьевской летописях. Наиболее подробно оно в Лаврентьевской летописи. Монголо-татары подошли к городу в то время, когда великий князь Владимирский Юрий Всеволодович с частью дружины ушел к реке Сити.

Для устрашения осажденных враги привезли под стены города плененного ими во время захвата Москвы сына Юрия Всеволодовича — князя Владимира Юрьевича, брата князей Всеволода и Мстислава Юрьевичей, которых Юрий Всеволодович оставил во Владимире вместо себя. Эпизод с Владимиром Юрьевичем производит не менее трагичное впечатление, чем описание захвата города ордынцами. Несчастный пленник насильно приведен вра — гами к Золотым воротам Владимира, родного города князя. Они с усмешкой спрашивают владимирцев: «Знаете ли княжича вашего Володимера?». И был Владимир, продолжает рассказчик, «уныл лицем.

Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротех и познаста брата своего Володимера. О умиленое виденье и слез достойно «.

В образе плененного молодого князя перед владимирцами предстает олицетворение ожидающей их самих участи: гибель, страдания, рабство. Рассказ о падении города, как и эпизод с Владимиром Юрьевичем, пронизан чувством обреченности и безысходности судьбы владимирцев. Монголо-татары окружают город со всех сторон. Простояв некоторое время под стенами Владимира, завоеватели начинают штурм города.

Враги врываются во Владимир со всех сторон и быстро овладевают им. Летописец так завершает свой рассказ о бедственной участи Владимира: «И та вся иссекоша, овы убивающе, овы же ведуще босы и без покровен в станы свое, издыхающа мразом» .

Иного рода летописный рассказ о захвате монголо-татарами юрода Козельска, сохранившийся в Ипатьевской летописи. Он иллюстрирует отчаянную храбрость и беспредельное мужество русских людей.

Войска Батыя, придя к небольшому городу Козельску, простояли под его стенами семь недель. Когда начался штурм Козельска, то жители его единодушно решили не сдаваться и биться до последнего. Сражение было таким кровопролитным, что о пропавшем без вести юном князе Козельска Василии говорили, что он утонул в крови.

С тех пор, заканчивает летописец свой рассказ, татары называли этот город не Козельском, а «злым городом»1.

Под 1240 г. в Ипатьевской летописи помещен рассказ об осаде Киева. Особо выразительно в этом рассказе описано «многое множество» врагов, подошедших к стенам города. Их было такое количество, пишет летописец, что в городе разговаривающие не слышали друг друга из-за скрипа телег, рева верблюдов, ржания коней вражеского войска, окружившего Киев.

С целым рядом ярких подробностей описывается захват Киева войсками Батыя и жестокая расправа завоевателей с киевлянами.

Рассказы об осаде и гибели городов донесли до нас не только сведения очевидцев о беспощадности завоевателей, описания гибели различных, больших и малых, древнерусских городов и бедствий, пережитых русскими людьми в те тяжелые годы. Перед нами в этих рассказах предстает выразительная картина мужества, самоотверженности и патриотизма русских людей.




«Повесть о разорении Рязани Батыем» один из шедевров древнерусской литературы