Повесть о Темир-Аксаке
ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура в 1395 г.; в ней сочетаются одновременно и черты воинской повести о борьбе русского народа против монголо-татарских завоевателей, и черты сказания о чуде иконы Владимирской Богоматери, избавившей Москву от разгрома. Эта тематическая и жанровая двойственность отразилась и в названии П.: «Месяца августа 26, внегда великое… избавление наше бысть преславным образом Богоматери от нашествия безбожных агарян. Повесть полезна, от древняго списания сложена, являющи преславного бывшаго чюдесы
Автор П. рассматривает события 1395 г. на широком историческом фоне, рассказывая о происхождении Тимура, его завоеваниях в азиатских странах и даже приводит легенды о значении его имени. Разгромив золотоордынского хана Тохтамыша, Темир-Аксак, как пишет автор П., «нача мыслити в сердци своем тако и Русьскую землю попленити, аки преже сего… поплени цесарь Батый Рускую землю». Услышав о разорении Тимуром Рязанской земли
Навстречу иконе из Москвы выходит весь народ с мольбами к Богородице о защите, «с молитвою и плачем». Автор уверяет, что именно в тот день, когда икона была принесена в Москву, свершилось чудо: Темир-Аксак «убояся, и устрашися, и ужасеся, и смятеся», его охватил «страх и… ужас», и он повернул от Москвы, ибо «молитвами святыя Богородица град наш Москва цел и сохранен бысть». П. завершается словами: «…не наши воеводы прогнаша Темир-Аксака, не наши воиньства пострашили его, но страхомъ Божиим устрашился, гневом Божиим гоним бе… и отиде от Руския земля».
С этой поры чудо от иконы Владимирской Божьей матери стало на Руси отмечаться 26 августа как особый церковный праздник, в день ее «сретения».
Сопоставляя П. о Темир-Аксаке с Повестью о нашествии Тохтамыша, И. Л. Жучкова отмечает, что изложение событий в П. противопоставляется описанию нашествия Тохтамыша: решающим днем в обеих повестях является 26 августа, но в Повести о Тохтамыше — это день скорби о разгроме и сожжении Москвы в 1382 г., а в 1395 г.- это день избавления столицы Московии от разорения, день всенародного ликования по поводу чудесного избавления от завоевателя с помощью иконы Богоматери Владимирской. П. известна в многочисленных списках XV-XIX вв. : она была включена в состав летописей, а также встречается как отдельная статья в составе сборников.
Идея богоизбранности русского народа и небесного покровительства Москве еще с большей силой, чем в П., выражена в созданном на ее основе в середине XVI в. «Сказании о иконе Богоматери Владимирской», вошедшем в состав Степенной книги и Лицевого летописного свода.
Изд.: Повесть о Темир-Аксаке / Подг. текста и примеч. Н. И. Тотубалина; Перевод Б. А. Ларина//Русские повести XV-XVI веков.-М.; Л., 1958.- С. 49-54, 378-385; Повесть о Темир-Аксаке / Подг. текста, перевод и примеч. Ю. К. Бе-гунова // За землю Русскую! — М., 1981,- С. 378-395, 503-506; Повесть о Темир-Аксаке / Подг. текста, перевод и комм.
В. В. Колесова // ПДДР: XIV — середина XV века.- М., 1981.- С. 230-243, 563-565.
Лит.: Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси.-М., 1960.-С. 673- 682; Гребенюк В. П. «Повесть о Темир-Аксаке» и ее литературная судьба в XVI-XVII веках // Русская литература на рубеже двух эпох.-М., 1971.-С. 175-206; Жучкова И. Л. 1) «Повесть о Темир-Аксаке» в составе летописных сводов XV-XVI вв. // Древнерусская литература: Источниковедение.-Л., 1984.-С. 97-109; 2) Повесть о Темир-Аксаке // Словарь книжников.- Вып.
2, ч. 2.- С. 283-287.
Н. Ф. Дробленкова
Повесть о Темир-Аксаке