Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба
ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб — одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича. Вскоре после смерти их отца в 1015 г. они оба были убиты своим старшим братом Святополком.
Борис погиб на р. Альте 24 июля, а Глеб 5 сентября близ Смоленска. В результате четырехлетней войны Святополк был побежден сыном Владимира-Ярославом Мудрым. Очевидно, при Ярославе и была предпринята первая попытка канонизации святых братьев. Тогда же начали складываться первые повествования об их гибели.
Ко
Первоначально их почитали как целителей, но очень скоро Борис и Глеб становятся покровителями всех русских князей как их святые сродники. Они — помощники в битвах, их именем призывают к единству Руси, прекращению междоусобных войн.
Жизни и мученической кончине Бориса и Глеба посвящен ряд
В литературном отношении наиболее совершенным является «Сказание» Оно открывается краткой исторической экспозицией, повествующей о киевском князе Владимире и его сыновьях. Перед смертью Владимир посылает «блаженного и скоропослушливого» сына своего Бориса против печенегов. Возвращавшегося в Киев Бориса встречает вестник, сообщающий о смерти отца Агиограф приводит пространный плач Бориса, исполненный самых высоких похвал умершему и горестных сетований о его кончине И тут же Борис, как бы предугадывая свою участь, с одной стороны, изъявляет готовность «горькую печаль» свою «прострети» к брату Святополку, с другой — констатирует, что он «о биении моемь помышляеть» Так создается типично агиографическая коллизия не обманываясь в коварных намерениях Святополка, Борис оплакивает свою грядущую гибель, но ни в коей мере не помышляет о сопротивлении старшему брату. Побуждаемый дьяволом, Святополк посылает убийц к Борису, а тот в предвестии своей гибели вспоминает аналогии из житийной литературы, когда праведник бывал убит своими близкими Бориса одолевают тяжелые предчувствия, он страстно молится, поет псалмы и, уже слыша шепот убийц, подошедших к шатру, лишь благодарит Бога, что он сподобил его принять смерть от брата. Аналогично описано и убийство Глеба Но здесь агиограф вносит новый оттенок Глеб изображен им как совсем юный, едва ли не отрок, молящий убийц «Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого».
Далее в «Сказании» повествуется о битве на Альте со Святополком Ярослава, о победе последнего и злой смерти Святополка «в пустыни межю Чехы и Ляхы». Завершает «Сказание» похвала святым. В старшем из известных списков — в Успенском сборнике XII-XIII вв-«Сказание» соединено со «Сказанием чудес» святых Оно содержит также историю строительства посвященных им храмов. Так как оба памятника — собственно «Сказание» и «Сказание о чудесах» — обычно переписывались вместе, то некоторые исследователи считали, что они написаны одновременно, и датировали время создания «Сказания» периодом после 1115 г. Этому выводу противоречат стилистические различия между памятниками, композиционная законченность как самого Ж., так и «Сказания чудес». Последнее имеет собственное предисловие и не имеет заключительной части, очевидно, потому, что текст мыслился как открытая структура: к нему могли присоединяться новые рассказы о чудесах.
Поэтому большинство исследователей считают,, что «Сказание чудес» было составлено независимо от Ж., возможно, на основе записей, ведшихся при Вышегородской церкви.
Из всех произведений Борисо-Глебского цикла «Сказанию» наиболее близок рассказ об убиении братьев в «Повести временных лет», который, очевидно, возник раньше «Сказания» и «Чтения». Само «Сказание» было, скорее всего, приурочено к торжественному перенесению мощей в 1072 г.
«Чтение», написанное Нестором, внешне более соответствует агиографическому канону. По словам Д. С. Лихачева, «Чтение» — публицистическое произведение, проникнутое стремлением «убедить князей прекратить губительные для русского народа усобицы» . «Чтение» не получило в книжности широкого распространения, «Сказание» же, напротив, сохранилось почти в двух сотнях списков.
И «Сказание», и «Чтение» отличает необычайная для агиографии коллизия: по типу своему это жития-мартирии, но если в подобных житиях убийца обычно представитель иного вероисповедания или язычник, то Святополк — христианин, и конфликт приобретает совершенно иной, политический оттенок. «Поведением Бориса и Глеба, не поднявших руки на старшего брата даже в защиту своей жизни, освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии: князья, не нарушившие своей заповеди, стали святыми» .
Изд.: Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им Подг к печати Д. И. Абрамович — Пгр, 1916, Сказание о Борисе и Глебе Подг. текста, перевод и комм Л. А. Дмитриева ПЛДР — Начало русской литературы XI-начало XII века.-М, 1978 — С 278-303, 451-456, Сказание о Борисе и Глебе Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника Вступ ст Л. А. Дмитриева — М, 1985.
Лит.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах — СПб, 1908 — С 29-97; Серебрянский Княжеские жития-С. 81-107, Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор ТОДРЛ.-1957-Т. 13-С 11-56, Еремин И. П. Сказание о Борисе и Глебе Еремин И. П. Литература Древней Руси.
Этюды и характеристики-М.; Л, 1966-С 18-27, ДмитриевЛ. А. Сказание о Борисе и Глебе Словарь книжников — Вып 1 — С 398-408.
Н. И. Милютенко
Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба