Правда Луки и правда Сатина по пьесе На дне
В социально-философской драме Горького «На дне» основной философской проблемой является понимание правды героями. Они рассматривают свою правду с разных позиций. Особенно выделяются здесь мировоззрения Сатина и Луки, которые имеют различия и взаимодействуют между собой в развитии действия пьесы.
Лука с первого момента появления в ночлежке начинает говорить людям о своих взглядах. Его отношение к людям основано на любви и вере в лучшую жизнь, которую нужно дождаться, терпя жизненные трудности с помощью милосердия добрых людей.
Так
Такая вера стала правдой некоторых персонажей пьесы, и когда они ее потеряли, это обернулось для них трагедией. Потому что
Правда Сатина же самая жизненная. До встречи с Лукой он верил в то, что видел вокруг, называл вещи своими именами и о страшных вещах в жизни ночлежников говорил как о привычных вещах, ничто его не задевало за душу. Он жил, не зная зачем. Внимательно вслушиваясь в слова Луки, он лишь дополнял их своими скептическими замечаниями, хоть и смеялся над теми, кто был под сильным впечатлением от Луки.
Лука, несомненно, оказал влияние на мысли и представления Сатина, подействовал на него как кислота на старую ржавую монету.
И правда, в последнем действии Сатин много говорит о правде и человеке. Он понял из высказываний Луки главное, это не жалость, а вера в человека, без милосердия, но с уважением. Надо поверить в силы человека, чтобы и он понял, что силен, был горд, и тогда ему никакая преграда не помешает.
Таким образом, в пьесе «На дне» истиной правдой становится правда Сатина, в ее лучшем, высшем смысле, не смотря на то, что сам герой, познавший ее, так и остается на дне. Потому что ни на что не способен кроме слов, и это его устраивает. Он не нашел, как говорит, в жизни труда, который бы ему нравился.
И без удовольствия от труда не может его исполнять — ведь он свободен и это лучшее, что у него есть.
Правда Луки и правда Сатина по пьесе На дне