Предшественники и последовател и героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина в творчестве русских писателей

1. Печорин — герой разных времен. 2. Чацкий — предшественник Печорина. 3. Ставрогин — последователь Печорина. В своем сочинении я хочу рассказать о тех образах и произведениях русских писателей, которые являются «родственниками» Печорина из романа М. Ю. Лормонтова «Герой нашего времени». Всем известно, что образ Печорина собирательный, автор воплотил в нем черты типичных представителей своего поколения, которое он сам считал потерянным.

Но, по моему мнению, персонаж, описанный в романе Лермонтова, является выразителем идей

не только какого-либо одного поколения, но воплощает в себе качества определенной категории людей.

Печорин — человек, получивший великолепное образование, воспитанный в традициях высшего дворянства. Он, безусловно, умен, начитан, его кругозор весьма широк. Невзирая на свою молодость, Печорин много повидал, много испытал и прочувствовал в своей жизни. Он не лишен обаяния, поскольку совершая даже самые неприглядные поступки, герой Лермонтова постоянно отдает себе в этом отчет, ощущает вину и собственную ответственность за трагические события, происходящие по его вине. Мне думается, что персонаж комедии А. С. Грибоедова

«Горе от ума» Чацкий вполне мог бы оказаться предшественником Печорина.

Он также умен, образован, любознателен, жаден до впечатлений. И Печорина и Чацкого интересуют люди, мотивы их поступков, суть их мировоззрения. Не мог ли разочаровавшийся в людях Чацкий со временем превратиться в Печорина? Как могли повлиять на пылкого юношу вероломство любимой девушки, ограниченность, пошлость и злоба «столпов общества»? Оскорбленный в лучших чувствах, униженный, оклеветанный Чацкий не выдерживает столкновения с фамусовским обществом.

Он сбегает из Москвы, чтобы не погибнуть, не сойти с ума, не совершить преступления. Чем глубже мы погружаемся в роман Лермонтова «Герой нашего времени», тем лучше начинаем понимать его главного героя. Автор не рассказывает нам о детстве и юности Печорина, но читая его размышления, видя его переживания, мы мало-помалу осознаем, что Печорин — это страдающая, мятежная душа, пережившая сильнейшие удары судьбы. В стихотворении «Дума» Лермонтов пишет о представителях своего поколения: Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. В новелле «Фаталист» Печорин размышляет о том же, давая оценку себе и подобным ему людям: «…когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником.

Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою».

Что происходит с человеком, который в юности испытал жестокое разочарование в тех, кого он любил, уважал, ценил? Его душа часто ожесточается, он может стать злобным, черствым, мстительным. Либо он замыкается в себе, перестает открыто выражать свои чувства.

Избегает любви, дружбы — любых привязанностей, чтобы вновь не испытать потери и боли. Мне кажется, что с Печориным произошло как раз второе. Вместо того, чтобы бороться с непонимающим его, чуждым и враждебным миром, Печорин предпочел отстраниться от жизни. Активная позиция, некогда свойственная Чацкому, уступила место пассивной созерцательности молодого Печорина. Если он и совершает какие-то поступки, то лишь для удовлетворения собственных желаний.

Он изучает жизнь, «препарирует» чувства окружающих, да и свои собственные. Печорин воспринимает окружающее так, словно читает книгу, местами скучную, местами занимательную, иногда и грустную. Читая роман, мы начинаем понимать, что его герой не хочет или не может считать себя полноправным участником жизни.

Он, словно зритель, смотрит спектакль, который все люди устраивают специально для него. Если Печорин и вмешивается в «театральное действо», то только для того, чтобы направить ход событий в нужное ему русло.

И тем не менее герой Лермонтова по-своему привлекателен. Он вызывает сочувствие у читателя. Для нас муки, которым он сам себя подвергает, в какой-то мере оправдывают Печорина.

В романе Ф. М. Достоевского «Бесы» выведен, как мне кажется, потомок лермонтовского Печорина — Ставрогин. Гениальный мыслитель и писатель Достоевский показал на примере этого героя к чему может привезти человеческий эгоцентризм, доведенный до крайней степени. Ставрогин — настоящее чудовище. Если Печорин и совершает неблаговидные поступки, то чаще всего это происходит под влиянием внешних обстоятельств либо внутренних душевных порывов.

Печорину способен на глубокие человеческие чувства. Он, к примеру, сочувствует контрабандистам, переживает свое охлаждение к Бэле, ощущает свою вину за ее смерть. Ставрогин же наслаждается пороком. Ему доставляет удовольствие сеять зло и видеть последствия своих чудовищных поступков. Умный, образованный Ставрогин не может не осознавать собственную порочность.

Он противен сам себе, но тем не менее ничто другое не может дать ему ощущения полноты жизни. В финале романа «Бесы» Ставрогин все же сам себе выносит приговор. Он признает, что не имеет права продолжать жизнь с грузом страшных грехов на совести. Герой Достоевского решается покончить с собой, предварительно написав исповедь с перечислением своих злодейств. Совсем не обязательно, что героя комедии «Горе от ума» Чацкого ждет похожая участь.

Вполне возможно, что этот юноша сумеет совладать с униженной гордостью. Мне кажется, что в образах Печорина и Ставрогина воплощены черты, которые могли бы проистечь из характера Чацкого.

Мне хочется завершить свое сочинение мыслью о том, что любого, даже самого одаренного, умного и образованного человека может ожидать катастрофа, если он «зациклится» на собственной личности, будет рассматривать окружающих людей, явления только сквозь призму собственного «я», забыв о том, что человеку необходимо найти свое место в жизни, сделать правильный выбор между добром и злом. Только такой человек сможет прожить жизнь так, чтобы в перед смертью ему не было стыдно и больно от своих поступков.




Предшественники и последовател и героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина в творчестве русских писателей