Предшественники Владимира Соловьева

Памфил Даниилович Юркевич был профессором философии Московского университета с 1863 по 1874 г. Он был реальным учителем Вл. Соловьева и после его смерти ученик принял должность учителя — стал преподавать философию на той же кафедре. Он считал, что истина обнаруживается не только мышлением, но и «сердцем», так как обнаружение истины связано с религиозными и нравственными стремлениями человека.

Он проповедовал идею невозможности познания Бога, а таким образом и истины, без любви. Подвергнув материализм основательной критике, он навлек

на себя газетную клевету, всякую грязь. Больше его оппонентам ответить было нечем. Он написал всего лишь одну книгу, вложив себя больше в преподавательство. Вл.

Соловьев высоко ценил его как человека и философа.

Виктор Дмитриевич Кудрявцев был профессором философии в Московской духовной семинарии. Он развивал идею невозможности объяснения устройства мира посредством дуалистической теории, т. к. это, говорил он, ведет лишь к соперничеству материализма и идеализма, в котором кто-то из них побеждает. Мы должны найти третий путь, который объединит дух и материю. Этим принципом является абсолютно совершенное существо

— Бог, который сотворил мир так, что материя служит в качестве основания для проявления духа. В этом ключе затем и работал Вл.

Соловьев, не ударяясь сильно ни в сторону материализма, ни в сторону идеализма, а гармонично компилируя их.

Николай Федорович Федоров. Вот что говорит о нем Н. О. Лосский:» Жизнь Федорова заслуживает всестороннего изучения, ибо это был несомненно, праведник и неканонизированный святой.» Основой его учения также был девиз — «К истине — с Богом. Что же касается его идей среди них было много любопытных, так к примеру, он считал, что «когда человечество покончит с голодом и удовлетворит свои другие потребности, оно тем самым, покончит источником человеческой борьбы, ибо именно страх перед физическими страданиями, по его убеждению, заставляет людей разобщаться и враждовать. В этом утверждении, однако, кроется ошибка.

Именно разлад между людьми, между человеком и природой, порождает борьбу за существование. Другая его идея — нравственный долг человека — воскрешение предков. «Нужно жить не для себя и не для других, а с каждым и для каждого; это союз живущих для воскрешения мертвых.» Вообще, Федоров делает большую ставку на достижения человечества в сфере научно-технического прогресса.

Хочется сказать несколько слов он нем как о человеке. Федоров жил напряженной духовной жизнью. Материальные же свои потребности он свел до минимума.

Спал не более четырех-пяти часов в сутки на старом горбатом сундуке, подкладывая под голову что-нибудь твердое. Значительную часть своего жалования он раздавал своим «стипендиатам». Вл. Соловьев писал ему: » Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу».

Толстой отзывался о нем как об истинном христианине: » н очень беден, он все отдаст, а всегда весел и кроток». Несмотря на свой аскетизм, Федоров имел превосходное здоровье. Он заболел только тогда, когда по настоянию своих друзей отказался от своих привычек. Он никогда не носил шубу и всегда ходил пешком.

Однако в 1903 г. в жестокий мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже. Федоров заболел воспалением легких и скончался.




Предшественники Владимира Соловьева