Прелюдия Бах

Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома. Произведение это получило название «Хорошо темперированный клавир».

Количество пьес было не случайным. Бах писал для клавира новой в то время конструкции. Клавиатура этого инструмента была поделена на равные интервалы — полутоны, то есть равномерно темперирована.

Октава стала вмещать 12 равных полутонов.

Это дало возможность

образовать 12 мажорных и 32 минорных тональностей. Бах поставил себе целью практически доказать, что в равномерно-темперированном строе все 24 тональности равноправны и звучат одинаково хорошо. Он доказал это дважды, написав 48 прелюдий и фуг во всех тональностях мажора и минора.

Прелюдия и фуга вместе составляют двухчастный полифонический цикл. Подобно танцам сюиты прелюдия и фуга в большинстве случаев контрастны между собою. Многим баховским прелюдиям присущ импровизационный характер, их построение не связано со строгими закономерностями.

Нередко в них ярко выражена аккордовая, гомофонная основа.

Фуга же представляет собою строго полифоническое произведение. В то же время как и сюиту, прелюдию и фугу объединяет не только общая тональность, но и очень тонкие внутренние связи, различные в каждом отдельном случае.

Таковы, например, прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Прелюдию отличает четкий и энергичный ритм. Быстрый темп и единообразная фактура шестнадцатые) придают музыке большую оживленность и подвижность. Именно такой непрерывно текучий характер движения присущ прелюдиям полифонического склада.

Во второй половине прелюдии подчеркнуто четкое движение сменяется широким «разбегом» арпеджированных пассажей. Затем движение останавливается — следует короткий эпизод, напоминающий речитативное соло в вокальном произведении. Он вносит в прелюдию момент размышления, раздумья.

Выразительные интонации, остановки в движении окрашивают музыку в патетические тона, придают высказыванию большую значительность. Это как бы мудрое «слово» от автора — кульминация прелюдии. Затем следует небольшое заключение.

Арпеджированные пассажи постепенно теряют свою Напористость, чему способствует и выдержанный бас до. Последний звук прелюдии — мажорная терция — окрашивает заключение в просветленные тона.

Энергичная и оживленная фуга имеет заметное сходство с прелюдией. Слово «фуга» на латинском языке означает «бег». В музыке фуга — это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.

В основе большинства фуг лежит одна тема. Значительно реже встречаются двойные и тройные фуги — с двумя и тремя темами. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему.

Как в инвенциях и «симфониях», тема фуги является тем «зерном», из которого вырастает все произведение. В зависимости от числа голосов фуга может быть двухголосной, трехголосной, четырех — или пятиголосной.

Фуга до минор трехголосна. Названия голосов фуги те же, что и названия голосов в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним голосом в основной тональности.

Троекратное проведение основного мелодического оборота, более умеренный, чем в прелюдии, темп, некоторая танцевальность ритма, изящество и грациозность делают ее особенно рельефной и хорошо запоминающейся.

Второе проведение поручено верхнему голосу в доминантовой тональности соль минор. Здесь тема получает название «ответа» или «спутника».

После небольшой двутактной интермедии, построенной на основном мелодическом обороте темы, она звучит в третий раз — в басу. Поочередное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги — ее экспозицию.

Вторая двутактная интермедия соединяет экспозицию со средним разделом фуги — разработкой. Разработка начинается в ми-бемоль мажоре — тональности, параллельной до минору. Мажор окрашивает музыку в светлые тона.

В разработке тема проходит в различных тональностях. Активизируется движение и в интермедиях.

С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги — реприза. Тема звучит здесь только в основной тональности. Ее появление далее в самом низком регистре придает звучанию особую значительность и воспринимается как кульминация фуги. Бас удваивается в октаву, что придает музыке мощность органного звучания. Постепенно движение успокаивается.

Завершает фугу мажорный аккорд, который после драматической кульминации звучит особенно просветленно.

Различный характер прелюдии и фуги не мешает воспринимать их как две части одного цикла. Помимо единой тональности этому способствует активность движения в обеих пьесах, одинаковое местоположение и драматический характер кульминаций и, наконец, родственность «затухающих» просветленных заключений.




Прелюдия Бах