Преобладание материального над нравственным. По тексту Н. В. Гоголя Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза

Проблема обнищания человеческой души из-за казнокрадства и стяжательства в России была актуальна во все времена. Н. В. Гоголь в свое время, изображая на балу у губернатора «толстых и тонких» чиновников, метко подметил, что среди государевых служащих нет порядочных людей.

Гоголь писал, что «тонкие» бегают да суетятся, а «толстые… уж если сядут где, то сядут крепко и надежно». По мнению писателя, скорей место под ними прогнется, но они удержатся на нем.

Благодаря служебному положению, «толстые» владеют экипажами, добротными

домами и целыми деревнями, практически не заботясь о народных чаяниях.

Чичиков из «Мертвых душ» потому и примкнул к «толстым», чтобы нажить себе состояние. В погоне за деньгами с помощью аферы, он использовал свои лучшие природные качества — ум, предприимчивость и упорство в стремлении добиваться поставленных целей, не на благое дело, оставшись в итоге ни с чем. Однако не Чичиков вызывает сострадание, а бедный народ, которому приходится терпеть вседозволенность и безнаказанность власть имущих.

Авторская позиция понятна. Меня также возмущает разделение общества на «баловней судьбы», которым

дозволено буквально все, и бесправных обывателей, вынужденных страдать от чиновничьего произвола.

Почти столетие русская литература тревожно бьет в набат по этому поводу. Вслед за Гоголем тему обнищания душ поднял А. П. Чехов, которому довелось жить в переломный для экономики момент. Писатель, дед которого был крестьянином, а отец уже считал себя купцом, на примере семьи видел, что «копейка рубль бережет», одновременно лишая своего хозяина милосердия, порядочности и доброжелательности.

В рассказе «Ионыч» Чехов показал, как жизнелюбивый, не лишенный добродетели врач-романтик Дмитрий Ионович Старцев, постепенно превращается в ожиревшего толстосума — «не человека, а языческого бога», как саркастически говорит о нем автор. А ведь начиналось все с мечты о собственном экипаже… В итоге некогда застенчивый Старцев становится бесцеремонным мещанином Ионычем.

Эта метафора произошла с героем из-за того, что мысли о материальном благе одержали верх над духовным.

К сожалению, подобные картины можно наблюдать и в наше время. Несмотря ни на что, нами по-прежнему управляют фигуры, под которыми «скорей место затрещит и угнется… а уж они не слетят».




Преобладание материального над нравственным. По тексту Н. В. Гоголя Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза