Прием одушевления в лирике Лермонтова
Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи — рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе.
Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. «Тихонько плачет» покинутый тучкой одинокий старый утес.
А как близок к лирическому
Даже перевод стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: «На севере диком…» Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления — не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира
В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в души человека. «В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно?» природа может таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме «Мцыри»: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота», героя «палит огонь безжалостного дня». Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!», 2глазамаи тучи я следил, рукою молнию ловил…» . Мы видим, что природа для поэта — это великолепный божий сад.
Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтичном сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью. Он желает, «чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел» над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: «Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа».
Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о любви. Даже суровый, мрачный и скептически настроенный Печорин способен в редкие минуты почувствовать свет, исходящий от природы: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Весело жить в такой земле». Конечно, поэту — романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и «росой обрызганный душистый ландыш», и «малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка», и «холодный ключ», играющий в овраге.
В этих строчках из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают минуты умиления, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря природе переживает он такие мгновенья, так как она, в отличие от человеческого мира, являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.
Мне кажется, что нельзя представить себе поэму «Мцыри» без картин природы. Если исключить описание природы из текста, исчезнет не только красота и поэтичность произведения. Без пейзажей поэма станет похожа на человека без души.
Останется лишь тело, исчезнет духовный мир. Поэма не статья, где автор рассуждениями и аргументами доказывает какую-нибудь мысль. В стихотворном произведении всегда есть таинственный и необъяснимый мир чувств. Он может быть выражен по-разному.
Душа поэмы «Мцыри» — природа Кавказа. М. Ю. Лермонтов не «фотографирует» природу. Он рисует ее образно, создавая необычный мир поэмы:
…Там, где, сливаясь, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…
Как удивительно поэтично это сравнение! Красота каждой картины природы — это красота всей поэмы, красота души Мцыри, ведь именно его глазами мы видим окружающий мир. Все время по-разному воспринимает Мцыри природу. сначала в ней тоска:
…Сердце билося живей При виде солнца и полей С высокой башни угловой, Где воздух свеж и где порой В глубокой скважине стены, Дитя неведомой страны, Прижавшись, голубь молодой Сидит, испуганный грозой…
Потом в пейзаже воплощается бунт души Мцыри против однообразной, никому не нужной жизни:
Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил…
Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой? Потом природа становится символом блаженства, необъятности свободы: В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы мог; Он так прозрачно был глубок; Так полон ровной синевой! Я в нем глазами и душой Тонул…
Каждый человек, любящий свою родину, любит ее природу. Мцыри почти не знает мира своей страны, но он любит ее через природу, и эта любовь безгранична. Как непроста натура Мцыри!
Его мировосприятие поэтично. Конечно, не каждый человек может сказать:
И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста…
Принимая бой природы — барса, побеждая его, Мцыри не становится врагом природы, наоборот, он ощущает себя ее частью:
Я пламенел, визжал, как он, Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов.
Сыном природы Мцыри остается до последних минут жизни. И умирает он, как «в тюрьме воспитанный цветок». Его смерть — это гибель мельчайшей, но прекрасной частицы природы.
Я думаю, что природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками.
Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни.
Прием одушевления в лирике Лермонтова