Принцип контраста в изображении главных героев повести Кобылянской «Царевна»

Повесть О. Кобылянской «Царевна» — это многопроблемное произведение, где писательница ставит новые проблемы — формирование демократической интеллигенции, ее место в общественной жизни и обязанности перед народом, судьба таланта в условиях буржуазного общества. В повести четко проводится мысль о потребности уничтожить всякий духовный гнет и насилие над человеком. Мое внимание в повести «Царевна» привлекли в первую очередь главные персонажи — Наталка Веркович и Василий Орядин, которые помогают раскрыть основные проблемы

произведения.

И если женский образ возникает сначала в плоскости психологически-бытовой, а потом уже через проекцию на социальные отношения, то образ Орядина интересен в плане реализации стремления к идеалам будущего.

Орядин появляется в то время, как Наталка осознала себя незащищенной, морально униженной, «лишним ртом» в семье дяди, но вместе с тем она понимает, что не имеет права, как человек, соглашаться с отведенной ей пассивной ролью — члена семьи, от которого хотят избавиться, выдав замуж за немилого. Наталке предложили путь, обычный для женщины из мелкобуржуазной среды. Орядин завладел вниманием

Веркович.

Ведь он говорит новые слова, которых раньше не слышала Наталка. Это слова о равенстве мужчин и женщин, справедливом социальном устройстве. Орядин выступает прогрессивным юношей, который прошел уже сложную дорогу жизни и увлекается социал-демократическими идеями.

Он хочет сделать как можно больше добра для народа. Наталка любуется его бушующей, наполненной высоких общественных порывов, молодостью, его решительностью, независимостью суждений, его поведением и т. п. К Орядину льнет молодежь, его ненавидят обыватели. Орядин считает, что для того, чтобы стать борцом за народные интересы, нужно самому постигнуть независимое положение и «сделать себе» образование. В трудной борьбе с обстоятельствами с «самим собой на пути к цели», Орядин деморализуется и у него пропадает интерес к высокому общественно-общественному делу. Он и Наталке советует бросить мечту о высоком призвании человека, так как «самое мудрое спрятаться пассивно и заботиться прежде всего о себе».

В образе Орядина мы видим представителя буржуазной интеллигенции, которая, хотя и выходила из демократических слоев общества и даже играла в демократизм, со временем благонадежно устраивалась под крылом буржуазии и становилась защитником мощного буржуазного порядка.

О. Кобылянская противопоставляет социальную инертность и деятельное, творческое начало, которое нашло свое выражение в образе Наталки, которая стремится найти причины многих явлений и согласно «строгим законам» жизни бороться против обстоятельств, влиять на них. Ведь именно из-за того, что она женщина, была лишена права читать книги, общаться, в том числе с мужчинами, например с Орядиным, выбирать своего суженого или отвечать отказом в любви, найти в себе талант и его раскрыть. Слепое поклонение обстоятельствам, целиком закономерно вело к оправданию пассивности человека и приспособленчества.

Показательно, что О. Кобылянская изобразила нам два пути, две модели поведения людей хотя и разных полов при выборе жизненного пути.

Первый, связан с типичными для того времени намерениями молодежи служить интересам народа и который потерпел поражение из-за отступничества и моральной деградации, воплощается в образе Орядина. Второй — с защитой человеческих прав, в том числе, женских, с созданием новой морали, воплощением новых идеалов, служением народу. Таким «новейшим типом» является Наталка Веркович.

Именно властью обстоятельств Орядин оправдывает свое сползание на позиции обывателя, измену благородным идеям и идеалам. Об этом он так говорит Наталке: «Когда я убедился, что в стремлениях каждого кроется тайный план, который свидетельствует о личных интересах, отвернулся я с отвращением от всей той немой комедии, которую играет, к сожалению, так же молодежь, как и старцы…». Теперь Орядин не скрывает и того, что народа по-настоящему никогда не любил.

Более того, он пренебрежительно относится к «той грубой, неотесанной, хотя и добродушной, не испорченной еще массе, которой не поймет полно тоньше думающий ум».

Композиционное расположение образов в «Царевне» так же, как и в «Человеке», определяется конфликтом между главной героиней Наталкой и гнилой мещанской средой, которая ее окружает. Как указано выше, в начале повести Орядин противопоставляется мещанскому миру. Но со временем противоположность между ними исчезает и показывается разительный контраст между Наталкой и Орядиным. Это противопоставление имеет большое значение для раскрытия образа главной героини.

В образе Наталки писательница выделяет такие основные черты: верность общественно-моральной обязанности перед народом и страстное стремление к свету, добру, свободе.

При создании образа Наталки наиболее полно показались особенности манеры писательницы, ее творческого, реалистического метода. Одной из особенностей является углубленное изображение внутреннего мира персонажа. В произведениях О. Кобылянской замечаем стремление передать чувства и раздумья героя на том или ином этапе формирования его характера.

В «Царевне» это показано с наибольшей полнотой.




Принцип контраста в изображении главных героев повести Кобылянской «Царевна»