Принцип народности в «Тихом Доне»
Социальный конфликт, переросший обычные рамки и вылившийся в коллизии национального разлома, потрясения жизни нации до самых ее глубин, — вот под каким углом зрения анализирует Шолохов судьбу национального характера. Тем самым писатель становится на дорогу подлинно эпического искусства, предмет которого, по Гегелю,- «действие, вплетающееся в общую картину данного века и национальных черт; поэтому это действие может быть представлено лишь в пределах обширного мира и требует изображения всей этой действительности».
Судьба народа
Так борения и страдания, поиски и обретения широких народных масс воплощаются в сценах собраний, митингов, шествий, сражений и фокусируются на «экране»
Принцип народности реализован в «Тихом Доне» с глубочайшим мастерством. И не только потому, что народ — основной объект повествования, его главная движущая сила. Это свойственно лучшим романам, относимым сегодня к советской классике.
Суть шолоховского открытия и в другом.
М. Шолохов учился постигать социальную природу человека у корифеев русского критического реализма. Предшествовавшие Шолохову эпопеи неизменно включали элементы войны и мира, отражали момент, когда все социальные, сословные слои общества объединялись перед лицом внешней опасности, иноземного вторжения, Шолоховым глубоко анализируется трагическая несовместимость стремлений и интересов различных классов. Отсюда потребность соединить эпос с трагедией, не просто взять принципы трагического восприятия жизни как эстетической категории или разновидности пафоса, но использовать именно основные жанровые признаки трагедии.
Принцип народности в «Тихом Доне»