Ян Амос Коменский — один из самых выдающихся педагогов-мыслителей. В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я. А. Коменскому, до 24 лет. I ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа — воспитание в семье под руководством матери.
За материнской школой у Я. А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке — языке католической церкви и схоластической учености — эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, кот. по Я. А. Коменскому, явл. средством укрепления и сохранения нации как таковой.
В отличие от всех существовавших в эпоху Я. А. Коменского школ, эта школа должна была сообщать учащимся широкий круг достаточно систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономич. жизни и гос. устройству, знакомить с различ. ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное воспитание на основе чтения текстов Священного писания, переведенных на родной язык.
Для каждого года из 6 лет обучения в школе родного языка Я. А. Коменский предполагал написать особый учебник. Несколько учебников он написал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализована Я. А. Коменским при организации школ в г. Шарош-Патаке.
Дайджест:
- Проблема изменений в языкеЦыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 3 Проблема изменений в языке Язык — явление социальное. Он отражает состояние современного общества. Какие изменения происходят сегодня в русском языке? На этот вопрос отвечает автор текста Максим Кронгауз. Безусловно, он не может не беспокоить современного человека. Вот и автора волнует то, что письменная речь сегодня вытесняет ... Читать далее...
- Развитие форм обучения в истории педагогикиПонятие «форма организации учебной работы» берет начало от лат. forma, что означает «наружный вид». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся временем и местом обучения, порядком его осуществления. Исторически в педагогике эволюционировали следующие формы учебной работы: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система; Белл-ланкастерская система; Батавская ... Читать далее...
- Высказывания великих писателей о языке и литературеВысказывания великих писателей о языке и литературе Язык мой — враг мой: все ему доступно, Он обо всем болтать себе привык… Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М. А. Шолохов Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Краткость — сестра ... Читать далее...
- Сколько слов в русском языке?Богатство языка выражается прежде всего в запасе слов, или, как говорят языковеды, в богатстве лексики. Сколько слов в нашем языке? На этот вопрос ответить очень трудно. Например, в однотомном «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, в который включены только самые употребительные слова, 57 тыс. слов. В большом семнадцатитомном академическом словаре более 100 тыс. слов. Но ... Читать далее...
- Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистикиНаука о языке называется языкознанием. Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику, морфемику, лексику, морфологию, синтаксис. В лингвистике выделяется несколько разделов. Лексикология — учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи. Одним из основных разделов лексикологии является семантика, которая изучает все вопросы, связанные со значением ... Читать далее...
- Проблема заимствований в русском языкеЦыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 13 Проблема заимствований в русском языке Почему так много заимствованных слов в русском языке? Этим вопросом задается Максим Гронгауз. Проблема заимствованных слов актуальна во все времена. Автора раздражают быстрые изменения в русском языке, они ему мешают. М. Гронгауз возмущен тем, что не понимает отдельных слов в тексте ... Читать далее...
- Язык. Речь. О месте иностранных слов в русском языкеО месте иностранных слов в русском языке — вот проблема, над которой рассуждает В. Глаголев. Автор с тревогой описывает то, как иностранные слова проникают в наш родной язык: словно «нахальный чужак лезет на место, у которого есть законный, живой и здоровый владелец».Но В. Глаголев уверен, что иногда, уступая место «словам-гастарбайтерам», «слова-аборигены» сохранят за собой более ... Читать далее...
- О родном краеРодина — это самое родное, что есть у человека. Родной край — это то место, где человек родился и вырос. Я родился и вырос на Кубани. Это замечательное место, пропитанное свежим воздухом и теплыми лучами солнца. Я считаю, что родной край должен быть самым красивым и любимым. Если человек покидает самостоятельно родной край, то он ... Читать далее...
- Проблема изменений в русском языке по статье КронгаузаВ тексте доктора филологических наук Максима Анисимовича Кронгауза поднята проблема изменений в русском языке. Размышляя над этой темой, автор выражает свое отношение к изменениям в русском языке. М. А. Кронгауз говорит: «Язык должен меняться, и он меняется». Филолог приводит примеры таких изменений и подчеркивает, что они необходимы. Автор считает, что изменения в обществе неизбежно влекут ... Читать далее...
- «Долой небрежность в языке!»«Долой небрежность в языке!» Правильность — соответствие речи стандартам, нормам, существующим в рамках общности носителей языка. Эти стандарты вырабатывались в процессе использования языка, когда его носители пытались определить, как говорить «правильно» и что в речи людей нельзя считать «хорошим». Затем нормы были закреплены специалистами в словарях, справочниках и пособиях. Норма в наши дни, пожалуй, не ... Читать далее...
- Историзмы в русском языкеЛексикой называют словарный состав языка, причем, когда говорят о словарном составе языка, имеют в виду слова в их индивидуальных значениях. Каждое слово является обозначением кокой-то реалии, — вот эта способность слов обозначать те или иные предметы, признаки, явления действительности и характеризует слова как единицы лексики. Некоторые слова воспринимаются как устаревшие, другие — как новые, еще ... Читать далее...
- Хочу рассказать тебе о родном краеЗдравствуй, Наташа! Пишет тебе подруга Катя. Прошло полтора года с момента нашего отдыха на побережье Азовского моря, но шум прибоя и нежное солнце я вспоминаю до сих пор. В такие прекрасные моменты ты любила рассказывать о Москве. Я поняла, что разлука с родным городом навевает грусть, поэтому хочется взять в руки фотоальбом и просмотреть снимки ... Читать далее...
- Отрицательные тенденции в современном русском языкеВ последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе — вымирании русского языка, так как и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причем нередко неоправданно, в СМИ используется много жаргонизмов, много орфографических, орфоэпических, грамматических ошибок в рекламе, объявлениях, инструкциях, вывесках и т. ... Читать далее...
- Проблема заимствования слов в русском языке по тексту БелинскогоПроблема «засорения» родного языка волновала литературных мужей на протяжении веков. В. Г. Белинский не стал исключением. Критик выражал различные взгляды на обозначенный нами вопрос: «В русский язык…вошло множество иностранных слов, потому что в… жизнь вошло множество иностранных…идей», «…охота пестрить русскую речь иностранными словами…без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу». Я считаю, что представленные ... Читать далее...
- Воспоминания о родном крае в поэзиях Богдана Лепкого «Запение», «Видишь, брат мой»Б. Лепкой Родился на хуторе Кривеньком на Тернопольщине в семье сельского священника. Учился в Бережанской гимназии, в Академии искусств в Вене, в Венском и Львовском университетах. Излагал в Бережанской гимназии, в Ягеллонском университете г. Кракова. Был членом кружка литераторов «Молодая муза». Во время Первой мировой войны сотрудничал с Союзом освобождения Украины, помогал Украинским сечевым стрельцам. ... Читать далее...
- Стилистические различия в языкеВ русском языке для высокого стиля характерны, в частности, такие слова и выражения, как година, гордыня, отчизна, возмездие, чаяния, сокровенный, незыблемый, извечный, предначертанный, обуять, осенить, краеугольный камень, с открытым забралом, сжечь свои корабли и т. д., более частое, чем в других стилях, использование устаревших церковнославянизмов. В научном и научно-популярном стилях используются в большом количестве элементы ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Реформатского Что же в языке позволяет ему выполнятьНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис». Синтаксис — это раздел языка, который помогает выполнять функцию общения, поскольку именно синтаксис изучает строение связной речи. Важным приемом синтаксиса является диалог. В тексте Л. Пантелеева этот прием используется достаточно широко. ... Читать далее...
- О пользе книг церковных в российском языкеДеление на 3 стиля в старой риторике доломоносовского периода ориентировалось на овладение особенностями литературных жанров, на недопущение нарушений традиции использования языковых средств в разных жанрах. Какой-то отзвук этого основного назначения схемы сохранился и у Ломоносова. Он указывает, что высоким стилем надо писать торжественные оды, героические поэмы, прозаичные речи о важных материях ; что в среднем ... Читать далее...
- Новые технологии обучения на уроках литературыМетодика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является «переживание» знаний, «вчувствование» в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в ... Читать далее...
- Развивающая функция обученияРазвивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающая функция обучения рассматривалась в работах таких известных педагогов, как И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, Л. В. Знаков, В. В. Давыдов и др. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые ... Читать далее...
- Вспомогательные формы организации обученияВспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы. Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а ... Читать далее...
- Понятие теории литературы в программе обученияПри необходимости, предопределенной изучением основного материала, и в меру нагромождения конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знание из теории литературы. Они нужны как непременное условие более глубокого понимания и восприятия художественного произведения или литературного явления, более полного обеспечения, идейно эстетичного воспитание учеников. В процессе изучения творчества писателей и характеристики этапов развития литературы программа определяет ... Читать далее...
- Виды и формы обучения в РоссииЕсли отсутствует первая часть, деятельность превращается в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, т. к. у человека не сформирована при этом способность оценить свое ... Читать далее...
- Рассуждение В языке есть слова грамматикаНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Не вызывает сомнений высказывание Л. В. Успенского о том, что язык использует слова и грамматику для создания предложений. В русском языке имеется огромное количество слов, кроме того, ... Читать далее...
- Сущность процесса обученияСущность процесса обучении — это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, — организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; — Овладение научными знаниями умениями, навыками; — формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной ... Читать далее...
- Процесс обучения, его структура и функцииПроцесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная, воспитательная, развивающая. Структура. Процесс двусторонний: 1)преп-ние 2)учение Составные компоненты процесса обучения: Целевой Содержательный. Деятельностный Результативный Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Дидактические принципы обучения 1) научность 2) проблемность 3) наглядность 4) ... Читать далее...
- Краткое изложение о ранних годах обучения КрыловаПо всем имеющимся сведениям, грамоте И. А. Крылова учила мать, она следила за его занятиями. Видимо, по ее настоянию Андрей Прохорович устроил сына учиться французскому языку. Но ненадолго. Как только отец решил, что можно определить мальчика на службу, то не только прекратил занятия, а, как мы видели, даже стал запрещать ему читать книги. После смерти ... Читать далее...
- Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» равно чуду. Этот роман поистине стал «шедевром» века благодаря мощному таланту писателя. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя. В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казачества и Красной Армии. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — ... Читать далее...
- Пример сочинения о родном краеЯ очень люблю свой родной край. Ведь я здесь родилась и выросла, здесь находится моя школа, в которой я учусь, и ее я очень люблю. Моя родная страна хороша в любое время года. Летом мне так нравятся зеленые просторы полей и лугов, осенью — золотистые березовые рощи. А зимняя природа хороша по — своему. Это ... Читать далее...
- Социальные и философские истоки модернизма, эстетические принципыМодернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века, во второй же половине века она была подвергнута развернутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать ... Читать далее...
Принципы обучения на родном языке по Коменскому