Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс

Что есть для человека природа? «Мастерской или храмом?» — этим вопросом озадачился Базаров, один из персонажей романа «Отцы и дети». Однако сложно ответить на данный вопрос, так как однозначного решения здесь не существует. Хотя попытку дать ответ с использованием литературного опыта, накопившегося в творчестве русских и зарубежных писателей, осуществить все — же можно.

В качестве примера, рассмотрим повесть «Старик и море», созданную Эрнестом Хемингуэем.

Читатель знакомиться с историей, затрагивающей историю взаимоотношений

между старым рыбаком и его вечным кормильцем — морем. Писателем акцентируется наше внимание на единении главного персонажа и природы. Его глаза сравниваются с морем голубого цвета, а мозолистые руки, твердые и в трещинах, ассоциируются Хемингуэем, непосредственно с землей. Да, способ его заработка на жизнь состоял в осуществлении процесса рыбной ловли, но с его стороны исходит благодарность и уважение за это природе. Поимка рыбы сопровождается его просьбой в ее адрес о прощении.

При этом он говорит, что лишь за счет ее смерти он останется в живых. В итоге, дотащив добычу до берега, старик обнаруживает,

что после нападения акул от нее осталось, и плачет. Хотя его слезы вызваны не только потерей шанса, получить деньги за рыбу, без которых ему сложно обойтись, но и жалостью к пойманному морскому обитателю, такому красивому и сильному.

Читатель искренне верит его слезам! Окружающий нас мир заслуживает на благородное отношение с нашей стороны, которое является наиболее естественным состоянием и правильным, потому что человек выступает в качестве неотъемлемой его части. Только щедрость природы помогает нам выживать.

Но это не единственная причина, по которой человеку нужно выразить благодарность природе. Прежде всего, она способна вызывать в человеческих душах наилучшие побуждения. Наши сердца наполняются: любовью, верой, надеждой, стремлением заботиться, добротой, состраданием.

Даже самым «потерянным» и черствым душам свойственно возрождаться, если мудрость и красота природы их коснется.

Совершенно с иным подходом к миру, что нас окружает, читатель знакомиться, раскрыв произведение Валентина Распутина «В ту же землю». Сюжетной линией рассказа стала история, касающаяся изменений в привычном укладе жизни людей, что было спровоцировано строительством промышленных комплексов огромного масштаба. Но прежде всего, история повествует об отрыве людей от своих истоков и о полном неуважительном отношении к земле. Людьми используются природные богатства с целью возведения электростанций и плотин, строительства фабрик и заводов, однако благодарности за это они не выражают никакой. Никто не желает задуматься о том, что вмешательство в природную среду подразумевает ответственный подход и ответную заботу.

Необходимо строить очистительные сооружения, и перерабатывать отходы, то есть, обязательно восстанавливать все утраченные ресурсы в процессе индустриальных преобразований. В противном случае стоит ожидать единого результата, предсказанного в рассказе Распутиным: хотели соорудить город будущего, а получилось выстроить, действующую в замедленном режиме, газовую камеру.

Почему человечество отказывается понимать простую истину, что оно себя обрекает на смерть, делая хуже земле? И смерть эта не только физическая, но и духовная, даже в большей степени. По мнению Распутина, утратив связь с природой, и перестав ценить красоту и гармонию родной земли, стремиться к получению эмоциональной поддержки от нее и намеренно забыв поблагодарить ее за щедрость даров, люди оскудевают душой и становятся черствыми. Аналогичная ситуация произошла с героиней произведения — Пашутой. Новый способ существования, согласно которому пришлось выживать, привел к тому, что для нее отошла на второй план такая «причуда, как чистота воздуха и чистота воды».

Но душа, которую лишили красоты и чистоты, утрачивает способность к переживанию чувств. Об этом отлично знала Аксинья Егоровна — мать Пашуты, которая не хотела покидать пределы своей деревни, хотя одна она уже не могла там проживать из-за недостатка сил.

Распутиным используется прием антитезы: он решил показать, что живя в деревне, старушка в теплое время и в дом — то очень редко заходила, а, если делать во дворе нечего было, она сидела на завалинке, и любовалась солнышком. Именно эти простые вещи способствовали наполнению ее силами. Следовательно, после попадания в город к дочери — «ненавистную каменную тюрьму», ей не было смысла выходить из квартиры, чтобы задыхаться от заводских выбросов.

Мать и похоронена здесь была втихомолку. В деревне над усопшей Аксиньей Егоровной даже небо приспустилось бы, и лес, и травинка в прощальном поклоне. Ведь, провожая в последний путь человека, как своего ребенка, природа скорбит о нем.




Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс