Проблема человека и природы в творчестве И. Драча
И. Драч — один из самых современных по звучанию украинских поэтов. В литературу пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была новая поэзия с новой поэтикой.
Поэт стремился к эстетическому постижению достижений человечества, их синтеза с древними источниками, с художественными достижениями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический образ мышления, стиль, который не всем удается понять. Все его творчество пронизывают солнце-поклоннические мотивы, начиная от первого сборника «Подсолнух»
И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце в золотых переливах кудрей. Поэзия, солнце мое оранжевое! Миг который мальчишка откроет тебе для себя, чтобы стать навеки подсолнечником.
Фольклорным балладам было свойственно подобное перевоплощение
Он, как солнце, основа жизни человека. Сколько уважения и гордости за свой труд у земледельца и у поэта, ибо он крестьянский сын.
В сборник «Корни и крона» входит цикл «Дыхание атомной». И. Драч тогда находился под влиянием общественной эйфории относительно радужного будущего мирного атома. Он много раз был за границей, посетил Хиросиму и Нагасаки, его внимание было сосредоточено на угрозе атомного уничтожения человеческой цивилизации.
В стихотворении «Ода совести» писатель размышляет над тем, что ученый должен морально отвечать перед людьми: «Над ученым да сияет моральное табу». Ни грамма науки для зла. Чернобыльская трагедия. Она проблема всего народа. И Драч еще в июне 1986 г. на съезде писателей бросил в глаза крупнейшим зачинщикам трагедии слова правды и гнева.
Чернобыльская атомная электростанция была подшефной Союза писателей Украины, писатели верили ученым, науке. Поэма «Чернобыльская мадонна» возникла как искупление и прозрение дорогой ценой.
«По беспорядку безмерному, за карьеры и премии, как будто на войне, снова выход один — за мудрость всемирно дурных академий платим бессмертием — жизнью молодой». Поэт понимает, что теперь на вечной дороге распятые, не только он и его сын, а все человечество:
«Тот огонь крест, а на нем и в нем пылает мой сын в кольце огненном, ибо атомные гвозди засажены в руки, ибо губы горят от адской муки». В разделе «Крещатинская мадонна» писатель сконцентрировал внимание на ужасе трагедии:
«Ты босая шла ты, седая Екатерина». Родив мертвого сына, она обезумела: «Какой напиток ты в апреле тот пила, когда, зацвела сыном, ты ходила от Ирода себя не уберегла — Тебя накрыла, и нечистая сила!». Аллегорически и символически звучат последние строки: «Несет седая чернобыльская мать эту планету…
Это больное дитя».
«Чернобыльская мадонна» — это поэма-трагедия, скорбная песня народа. Поэт размышляет, как жить теперь в этой мертвой Чернобыльской зоне. Как спастись от распространения радиации?
Наверное, никто не может точно ответить. Поэтому раздел называется «Вопросы без ответа». Все колодцы в целлофановых кисетах, «Где найти километры целлофана на рукотворное Киевское море, Или хотя бы на Десну заколдованную, С которой Киев воду пьет!».
И. Драч является патриотом не только в своей поэзии, но и в политической деятельности, строя государство на общечеловеческих гуманистических идеалах.
Проблема человека и природы в творчестве И. Драча