Леонид Андреев — один из самых самобытных и талантливых писателей начала 20 века. Его творчество пронизано философскими темами и мотивами. Одной из ведущих проблем его творчества была проблема добра и зла.
Рассмотрим ее на примере рассказа Андреева «Кусака».
В центре рассказа — история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Весной сюда приехала приличная, интеллигентная семья.
Они приласкали собаку, дали ей имя.
Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака еще бездомная собака, ее никто не любит: «Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Во второй части она знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды ее шерсть начала лосниться.
Кусака стала ленивой и ласковой, она поняла, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу». Писатель показывает, как ласка, участие, добро меняет, буквально преображает любое живое существо.
Но сезон закончился, и Кусаку бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…»
Но этот рассказ не только о жестоком обращении с животным. Андреев показывает, что не может быть маленькой жестокости, маленького Зла. Начав с плохого обращения к собаке, Зло разрастается, переходит на людей, завладевает миром. Неслучайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство домашнего любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьями.
Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом дома избил свою жену.
Андреев показывает, что не может быть относительного Добра и Зла, маленького или большого. Все в мире взаимосвязано, малое дает начало большому, глобальному. Очень важно, чтобы это малое было Добро, способное преображать и изменять в лучшую сторону.
Дайджест:
- Проблема добра й зла в прозі Л. Н. АндрєєваЛеонід Андрєєв — один із самих самобутніх і талановитих письменників початку 20 століття. Його творчість пронизана філософськими темами й мотивами. Однієї із провідних проблем його творчості була проблема добра й зла. Розглянемо її на прикладі оповідання Андрєєва «Кусака». У центрі оповідання — історія бездомного собаки, що не бачила у своєму житті ні пещення, ні любові, ... Читать далее...
- Краткое содержание рассказа Андреева «Кусака»Собака всю жизнь копит злобу на мир, где ее обижают и люди, и другие собаки. Зимой она находит пустующую дачу, поселяется под ее террасой и бескорыстно ее сторожит. Весной приезжают дачники. Первой собака знакомится с девушкой, гимназисткой Лелей. При первой встрече собака ее пугает, выпрыгивает из-за кустов и отрывает кусок от платья. Со временем люди ... Читать далее...
- О рассказе Л. Андреева «Кусака»Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя «Кусака» именно об этом. Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: ... Читать далее...
- Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева «Кусака»Мы в ответе за тех, кого приручили Антуан де Сент-Экзюпери Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя «Кусака» именно об этом. Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 23 сборника тестов И. П. ЦыбулькоОбъясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее ... Читать далее...
- Как Вы понимаете смысл финала текста: Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжатьМне кажется, в данном эпизоде Л. Андреев объясняет поведение Кусаки: собака готова была выражать благодарность и восторг, «упав на спину, закрыв глаза и слегка завизжав». Однако при воспоминаниях о пережитых обидах, она воспринимала ласку «неожиданностью», опасаясь очередного проявления жестокости. Можно на примерах доказать данное утверждение. Никто не заботился о бездомной собаке, мальчишки часто кидали в ... Читать далее...
- Анализ рассказа Л. Н. Андреева «Кусака»1) Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л. Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л. Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорбленных. 2) Тематика и проблематика рассказа. Л. Н. Андреев ... Читать далее...
- Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева «Кусака»Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» 1. Автобиографичность рассказа. 2. Жизнь бездомной Кусаки. 3. Обретение хозяев. 4. Разочарование в людях. Писатель Леонид Андреев вырос в бедной, почти нищей семье и хорошо знал на собственном опыте, что значит голод и как холодно бывает зимой, когда не на что ... Читать далее...
- Проблема любви и предательства в повести Андреева «Иуда Искариот»Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества. Жизнь русских людей ... Читать далее...
- Пересказ произведения «Кусака» Андреева Л. НПлан пересказа 1. Жизнь бездомной собаки. 2. Дачники дают собаке имя и постепенно приручают ее. 3. Кусака счастлива оттого, что нужна людям и любима ими. 4. Дачники уезжают, а Кусака остается. 5. Горе брошенной собаки. Пересказ I Собака была ничьей, у нее не было имени, и неизвестно, где она зимовала и что ела. Дворовые собаки ... Читать далее...
- Человек и «братья наши меньшие» в литературеВсе в природе взаимосвязано. Человек — ее порождение, он неразрывно связан с окружающим миром и зависим от него. Зверь тоже является дитем природы, которому свойственны любовь, преданность, страдания. Люди наделены умом и благородством, но порой не ценят преданности братьев наших меньших, играя их судьбами, как игрушками. Человек порой совершает предательство, даже не замечая этого. Постепенно ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Предстояла кража» Андреева Л. НРассказ «Предстояла кража» является ярким выражением андреевского стиля и духа. Человек, который собирается совершить крупную кражу, а быть может, убийство, останавливается на пути «к этому» и согревает замерзающего щенка… Уже с экспозиции, с описания обстановки дома, улицы проявляется контрастная выразительность. В рассказе только два цвета: черный и белый. Черные предметы резко выделяются на белом фоне, ... Читать далее...
- Анализ по рассказу Андреева «Красный смех»В 1904 году был написан рассказ «Красный смех» — остро эмоциональный отклик на русско-японскую войну. Это, по словам автора, «дерзостная попытка, сидя в Грузинах, дать психологию настоящей войны. Однако войны Андреев не знал и потому, несмотря на свою необычайную интуицию, не смог дать правильной психологии войны. Отсюда нервная возбужденность в рассказе, доходящая порой до истерического ... Читать далее...
- Последние годы жизни Л. Н. АндрееваС началом Первой мировой войны Андреев стал уделять больше внимания публицистике. Он не разделял позицию тех, кто считал, что поражение в войне необходимо для революции — его публикации патриотичны. Писателю казалось, что «…разгром Германии будет разгромом всеевропейской реакции и началом целого цикла европейских революций». «Отсюда, — писал он, — и я, автор «Красного смеха» , ... Читать далее...
- Проблема добра і зла в комедії Вольтера «Простак»Справжнє ім’я — Жан-Франсуа Аруе. «Це була не людина, це був — час», — так сказав В. Гюго про видатного французького просвітителя, філософа, вченого, поета, драматурга, прозаїка, захисника свободи. Вольтєр вірив в ідею мудрого короля, але згодом розчарувався уній, побачивши, що його ідеал, Фрідріх II, не втілює у собі тих рис, які слід мати справедливому ... Читать далее...
- Проблема нравственной свободы в современной прозеКто научился думать, того полностью Лишить свободы нельзя. Вл. Дудинцев. Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя собеседниками. Еще реже попадаются книги-«друзья», что делают нас лучше и умнее. Я смогла бы по пальцам пересчитать такие. Из классики — «Война и мир», «Тихий Дон», некоторые повести А. ... Читать далее...
- По рассказу Андреева «Тьма»В нашумевшем рассказе «Тьма» проповедуется знакомая уже нам идея: либо полное торжество добра, либо топчите добро в грязь, иными словами — отказ от всякой попытки одолеть глухую стену жизни. Герой рассказа террорист Алексей скрывается от полиции в публичном доме. В ответ на рассказ о себе он слышит гневную отповедь одной из девиц: «Какое ты имеешь ... Читать далее...
- Литературные учителя Андреева Л. НПо тематике ранние рассказы Андреева близки прозе Г. И. Успенского, Н. Г. Помяловского, Ч. Диккенса. В них описывается быт социальных низов. В основе сюжета часто оказывалась трогательная пасхальная или рождественская история, в которой действовали положительные и отрицательные герои. Герой рассказа «Петька на даче» — забитый десятилетний ребенок, похожий на «состарившегося карлика». Особенность Андреева-писателя в том, ... Читать далее...
- Проблема добра и зла в комедии Вольтера «Простак»Настоящее имя — Жан-Франсуа Аруэ. «Это был не человек, это было — время», — так сказал В. Гюго о выдающемся французском просветителе, философе, ученом, поэте, драматурге, прозаике, защитнике свободы. Вольтер верил в идею мудрого короля, но со временем разочаровался в нем, увидев, что его идеал, Фридрих II, не воплощает в себе тех качеств, которые следует ... Читать далее...
- Проблема взаимоотношения человека и собаки по тексту ВертеляВ центре нашего внимания произведение Леонида Вячеславовича Вертеля, в котором четко описана проблема взаимоотношения человека и собаки. Размышляя над этой проблемой, автор обращается к рассказу человека, решившего поохотиться в конце октября на зайца. Все начиналось хорошо, но потом чуть было не обернулось несчастьем. Желая угодить хозяину, собака в погоне за зайцем провалилась под лед. Рассказчик ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Петька на даче» Андреева Л. Н«Петька на даче» Рассказ «Петька на даче» впервые опубликован в «Журнале для всех» в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А. П. Чехова «Ванька». В центре ... Читать далее...
- Первые литературные опыты Андреева Л. НВ 1892 году состоялось первое выступление Андреева в печати. В журнале «Звезда» был опубликован рассказ о студенческой жизни «В холоде и золоте», написанный для заработка: «Я был на первом курсе в Петербургском университете. Сильно нуждался, жил впроголодь, чтобы выйти из бедственного положения, занялся литературной работой и с отчаяния написал прескверный рассказ «о голодном студенте»», — ... Читать далее...
- Проблема человека и власти в прозе А. И. СолженицынаПроблема человека и власти в Советском государстве становится особенно острой уже в конце 20-х годов XX века — в годы, когда государство явно приобретает черты тоталитарного. Об этом пишут А, Платонов, М. Шолохов, М, Булгаков, но немногое из написанного ими в те годы тогда же увидело свет. Солженицын вошел в литературу с этой темой внезапно, ... Читать далее...
- Личность Леонида АндрееваАндреев начинал как наивный, непритязательный, довольно сентиментальный реалист в старой «филантропической» традиции, в манере, больше напоминающей Короленко, чем Горького, — и именно этими рассказами привлек к себе внимание. Но довольно скоро он выработал свой собственный стиль — вернее, два стиля, ни один из которых не был вполне его собственным. Один из этих двух стилей, — ... Читать далее...
- Поиски смысла жизни Андреева Л. НЛ. Н. Андреев получил признание, но в душе покоя не было. Он продолжал искать правду, мечтал о переменах к лучшему. «Много думаю о себе, о своей жизни… Кто я? До каких неведомых и страшных границ дойдет мое отрицание? Вечное «нет» — сменится ли оно хоть каким-нибудь «да»? И правда ли, что «бунтом жить нельзя»? Не ... Читать далее...
- Творчество Леонида Николаевича АндрееваТворчество Леонида Андреева — яркая страница в истории русской литературы начала XX века. Сама личность писателя вызывала и вызывает пристальный интерес своей сложностью и противоречивостью, отразившимися в его произведениях. Его высоко ценили Л. Толстой, Чехов, Короленко, Михайловский. Публикация ряда его рассказов, постановка пьес становились литературными и театральными событиями, предметом острых споров и дискуссий. Видное место ... Читать далее...
- По рассказу Андреева Л. Н. «Ангелочек»Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с собой считаться. ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Ангелочек» Андреева Л. Н«Ангелочек» Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с собой ... Читать далее...
- Детство и юность Андреева Л. НЛеонид Николаевич Андреев родился в Орле в 1871 году. Отец его, Николай Иванович, был орловским мещанином, служил землемером. Мать, Анастасия Николаевна, происходила из обедневшего польского дворянского рода. Ее отличала страсть к выдумкам: в ее рассказах отделить быль от небылицы не мог никто. Она знала много сказок, таинственных историй, которые рассказывала детям. Андреев считал, что дар ... Читать далее...
- Образ безвыходно страшной жизни в произведениях АндрееваВо многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ «Бездна». Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой, до этого изнасилованной одичавшими пьяницами. Протест ... Читать далее...
Проблема добра и зла в прозе Л. Н. Андреева