Проблема исторической памяти в повести Быкова «Знак беды»

Почти вся литературная деятельность Василия Быкова посвящена Великой Отечественной войне. Он сам прошел войну от начала до конца. Собственный опыт писателя превращается в беспощадную правду жизни. Повесть В. Быкова «Знак беды» вышла из печати в 1983 году. Сразу же она была отмечена наиболее дорогим вознаграждением — признанием читателей.

Автор с такой убедительностью срисовал простых людей — белорусских крестьян, на судьбу которых выпали самые тяжелые испытания.

Будто волшебник, В. Быков переносит нас в те дни, когда страшная

беда свалилась на плечи советского народа. Самое важное для автора — добавить к народной судьбе изображение «маленьких людей», силами которых страна была спасена от фашистского нашествия. Герои повести, Степанида и Петрок Богатько, не совершают подвиги, и их живой народный дух не удается сломать оккупантам.

По размышлениям Степаниды можно составить полное представление о ее характере. Здесь прослеживается основная идея произведения: для Степаниды никогда не настанет такое время, когда она сможет смириться с тем, что ее выгнали из родного дома, что землю ее народа топчут оккупанты. Она не может принять

тот уклад жизни, который навязывают людям фашисты.

Именно поэтому Степанида избирает смерть, а не покорение фашистским захватчикам.

Муж Степаниды Петрок не имеет такой решимости и бескомпромиссности, как его жена. В. Быков так изображает его, что мы можем составить о нем представление, как о трусе. Но со временем он оказывается не менее смелым, чем Степанида, и находит в себе силы бросить полицаю в лицо слова о своем презрение к ним: «Бейте! Я вас не боюсь!

И Гитлера вашего не боюсь! Вот и его тоже. » И даже тогда, когда он знает, что все уже кончено и избавления ждать напрасно, он продолжает верить в то, что «его сын придет» и «покажет» этим мучителям.

Оригинальное строение повести: кроме основного действия в ней показаны воспоминания Петрока и Степаниды в довоенной жизни. Из этих воспоминаний мы еще больше узнаем характеры главных героев и их односельчан. Необычно жестоко и беспощадно автор изображает период коллективизации. В сцене сборов комитета бедноты по вопросам раскулачивании, ярко показано, какими методами выбивалось из крестьян решение о раскулачивании таких же бедняков, как и они сами.

Степанида имела глубокое чувство справедливости, поэтому она горячо протестует против несправедливости в проведении коллективизации: «Олухи! Кого раскулачиваете? Тогда всех раскулачивайте! Всех до одного!

И колхоза не надо будет. И никаких хлопот… Давайте всех! И меня тоже — батрачку господина Якимовского… И его вон — безземельного Гончарика!

Всех! До последнего! «

Автор изображает и тех, кто ради премии или почета и уважения со стороны власти готов пойти на измену односельчан. Это Антось Недосека, Павел Колонденок — те, что после прихода немцев совершают еще страшнее измену: идут на службу в полицию. То, что в повести дважды введены ситуации выбора, заставляет думать, что В. Быков дает героям, будто второй шанс — шанс изменить себя, подумать и принять решение, от которого зависит, останется ли человек тем, кем был, или изменится в лучшую или худшую сторону.

Степанида, Петрок, Корнила выдерживают это испытание, а Недосека, Колонденок, Гуж и некоторые другие губят человеческие чувства, подчиняясь гитлеровской машине.

Повесть «Знак беды» — это повесть не только о войне и коллективизме, это повесть о народе. Я думаю, что война и коллективизация — это те условия, которые дают возможность с наибольшей силой показать красоту народа, его высокую нравственность.

В. Быков создал свой неповторимый литературный стиль. И «Знак беды», по моему мнению, можно считать апофеозом творчества писателя. И сотни, а, может, и тысячи людей, прочитав его книги, станут лучшие, добрее, чище и выше духовно.




Проблема исторической памяти в повести Быкова «Знак беды»