Проблема нравственного выбора человека

Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы, посвященной военной тематике. Тема человека на войне была для России главной, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность. Нравственной проблематикой, темой выбора на войне наполнена проза В. Быкова, В. Астафьева, Ч. Айтматова многих других.

Таким откровением стал роман «Живые и мертвые» Симонова. Писатель передает горечь, что за победу надо платить не «малой кровью», а бесконечными жертвами. Константин Симонов очень правдиво показывает

ужас и трагедию войны. Это стало художественным открытием.

И лишь когда в литературу приходит поколение «лейтенантов», которые видели правду, не умели лгать на фронте и не лгали пером, тогда и появилось ощущение трагедии воюющего человека. Начинает проявлять себя тема выбора. Герой начинает убивать, чтобы спастись и отстоять страну. К такой литературе относится и повесть А. Адамова «Каратели».

Каратели многонациональны, они расстреливают деревнями. Все, что происходит, дано глазами пулеметчика Тупиги, одного из карателей. Здесь Адамов использует прием выбора — его герой, лейтенант Сережка Белый,

улизнул из лагеря, видит стол, шагает к нему.

Белый расстреливает заложников, не щадя детей. Тема выбора звучит во всех произведениях о войне. Вот и в повести Кондратьева «Сашка» главный герой с тоской и надрывом считает шаги, которые отмеряет за его спиной капитан. А надо-то только убить немца. Для Кондратьева — это подвиг, главное — остаться человеком.

Даже капитан понял что-то и приказал отвести немца в штаб. Подвиги — это нравственный перелом, это духовный подъем. Благодаря таким, как Сашка, была одержана победа. Ибо они несли определенный нравственный заряд.

В русской фантастике наиболее остро эти проблемы стоят в повестях и рассказах братьев Стругацких. В повести «Трудно быть богом» авторы рассматривают тему вмешательства в историю вообще — в чужой уклад. Нравственную проблему «Что есть счастье?

Какой ценой оно достается?» — должны решать герои «Пикник на обочине». Человек в произведениях Стругацких всегда стоит перед выбором, перед ним всегда раскрывается множество разных путей, и только один из них — верный. Тема выбора — вообще наиболее острая тема для литературы двадцатого века, века, пережившего две мировых войны. Именно о выборе — повесть Стругацких «За миллиард лет до конца Света», о которой я и хотела рассказать.

Персонажи сталкиваются с совершенно необъяснимым явлением: какая-то неведомая сила пытается заставить их прекратить работу над тем, что им интересно, над тем, чему они готовы посвятить всю свою жизнь. Методы воздействия самые разные — от страшной головной боли до неожиданно появляющихся женщин, а цель одна — заставить отказаться от любимого дела. Люди оказываются перед этой силой в полном одиночестве — у них нет ни друга, который мог бы защитить, ни даже врага, с которым можно было бы бороться.

Нравственный выбор максимально заострен, альтернатива ясна — либо капитуляция, либо полное опасностей неведомое будущее. Капитуляция неизбежно ведет за собой потерю уважения к самому себе, деградацию личности. И все герои — все до одного — это прекрасно понимают и знают о последствиях своих поступков, но у всех понятие чести — понятие чисто риторическое. Глухов, один из сдавшихся, говорит: «В наше время стреляются, так как стыдятся перед обществом, друзьями, а в прошлом стрелялись из-за стыда перед самим собой. А в наше время почему-то считается, что сам с собой человек всегда договорится».

Да, именно в этом их беда, в способности «договориться с собой», «придумать разумное и убедительное оправдание для капитуляции». Вайтгарден говорит: «Самое ценное, что есть в мире — это моя личность, моя семья, мои друзья, а остальное пусть катится к чертовой матери!» Но, сдавшись, он теряет свою личность и уже не может, открыто посмотреть в глаза семье и друзьям. Малянов также оправдывает свою слабость заботой о семье, но они сам прекрасно понимает, что становится недостойным ее. Единственный не сдавшийся — Вечеровский — сохраняет свое достоинство.

Он даже не позволяет себе осуждать других, но для него выбор ясен и однозначен, ибо живо в нем понятие чести. Итак, мы видим, что в своем творчестве братья Стругацкие постоянно поднимают нравственные проблемы, в особенности — проблему выбора. Всегда существует единственный верный путь, который подсказывает человеку его совесть, но если свернуть с него, то всю жизнь перед собой будут тянуться «глухие кривые окольные тропы.».




Проблема нравственного выбора человека