Проблема отцов и детей Тургенев
Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями.
Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые — люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.
Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и внуков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.
В романе И. С. Тургенева «Отцы
Шестидесятые годы XIX в. для России являются переломными. Отмена крепостного права, становление финансовопромышленного капитала, революционные настроения в демократических массах — все взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духовенства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже — из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами,
В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазнодемократическое направления.
Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуждую для него обстановку жизни дворянских семейств, праздную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения.
Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирсановых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.
Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь. Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».
И вот он предстает перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Николай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.
А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу возненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.
Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича — дворяне в нескольких предшествующих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», второй — «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй — тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они — люди труда.
Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.
«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» — непростительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями, ни суровым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина. А для Базарова смысл жизни — в труде, который ему по сердцу. С его волей, одаренностью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или ученым — исследователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути — «сломать» то, что тормозит ее развитие.
Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного ученого.
Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а разрушительный характер: задача «полного и беспощадного отрицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.
«…И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером», — так писал о своем герое И. С. Тургенев. За отрицание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры — Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятежника.
Он уйдет со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершенства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.
Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах — и осуждение, и оправдание главного героя.
И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роковой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеждают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.
Проблема отцов и детей Тургенев